12 ИЮНЯ 1937 ГОДА: ДЕНЬ (ВЕРНЕЕ – НОЧЬ), КОГДА БЫЛ РАССТРЕЛЯН «КРАСНЫЙ НАПОЛЕОН», МАРШАЛ МИХАИЛ ТУХАЧЕВСКИЙ
Москва, июнь 1937 года. Тусклый свет лампы рассеивал мрак в узкой камере. Запах сырости, смесь пота и металла, разъедал ноздри. Михаил Николаевич Тухачевский сидел за деревянным столом, глядя в пустоту. Его некогда выглаженная военная форма была измята, лицо осунулось, под глазами залегли тени бессонных ночей. Он знал: обратного пути нет.
Но как он оказался здесь? Как маршал, которого еще недавно называли «Красным Бонапартом», которого уважали за реформаторский гений и победы, мог стать «врагом народа»?
Михаил Тухачевский родился в 1893 году в дворянской семье, и его судьба, казалось, была предопределена. Он должен был стать офицером царской армии, служить верно престолу. Он им и стал. Во время Первой мировой войны был ранен и за мужество, за проявленный героизм пять раз в течение всего шести месяцев награждался орденами различных степеней. Но революция перевернула мир. После немецкого плена, из которого он сбежал лишь с пятой попытки, поручик Тухачевский оказался в центре событий Гражданской войны.
Красные, белые – он сделал выбор не по идеологии, а, судя по всему, исходя из своих амбиций. В Красной Армии его ждал карьерный рост. Уже к 27 годам он командовал армией. Именно он жестоко подавил Кронштадтское восстание матросов, некогда бывших опорой революции. Без жалости он раздавил и крестьянское восстание в Тамбове, применяя артиллерию и отравляющий газ.
Его боялись, но уважали. Он был гением оперативного искусства, проповедником механизированной войны, человеком, который мог подготовить СССР к великой битве будущего. Тухачевский был в числе первых пяти военачальников, кому было присвоено звание «Маршал Советского Союза». При этом ему было всего 42 года! Но были и те, кто ненавидел его. Недаром, ведь, за спиной его называли «Красным Бонапартом» и «Красным Наполеоном».
«При встречах с ним меня пленяла его разносторонняя осведомленность в вопросах военной науки. Умный, широко образованный профессиональный человек. Он великолепно разбирался как в области тактики, так и в стратегических вопросах, хорошо понимал роль различных видов наших вооруженных сил в современных войнах и умел творчески подойти к любой проблеме. В Михаиле Тухачевском чувствовался гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде выдающихся советских полководцев», – так характеризовал Тухачевского маршал Жуков.
Сталин не любил слишком самостоятельных людей. Он терпел Тухачевского, пока тот был полезен, но насторожился, когда маршал начал слишком активно настаивать на реформах.
Тухачевский требовал модернизации армии, массового производства танков и авиации, усиленной подготовки офицеров. Но его взгляды шли вразрез с позицией наркома обороны Ворошилова – верного сталиниста, посредственного, но преданного вождю. «Ворошилов очень не любил Тухачевского», – вспоминал маршал Жуков.
Когда начались репрессии, Тухачевский стал одной из главных целей. В Кремле уже циркулировали слухи: мол, маршал слишком амбициозен, слишком популярен в армии, а значит – опасен. Сыграли свою роль и немецкие спецслужбы, подбросившие Москве поддельные документы о связи Тухачевского с немецким Генштабом.
10 мая 1937 года он был внезапно снят с поста заместителя наркома обороны и отправлен в глубинку – командовать Приволжским военным округом. Но буквально через несколько дней – 22 мая – его арестовали.
Тухачевского доставили в Москву, на Лубянку. Здесь уже ждали следователи НКВД.
– Признаете ли вы, что состояли в заговоре против Советского Союза? – монотонно повторял следователь, что-то записывая в протокол.
Маршал молчал. Он знал, что происходило с теми, кто признавался: расстрел. Но он знал и другое – сопротивляться бесполезно.
Пытки начались на третий день. Избивали методично, били сапогами, ломали пальцы, лишали сна. В камере Тухачевский слышал стоны и крики других арестованных.
Он сломался через неделю. Подписал «признание». Теперь он – «враг народа».
Суд и немедленный расстрел
11 июня 1937 года в небольшой зал Военной коллегии Верховного суда СССР под усиленным конвоем доставили восьмерых высших командиров Красной Армии, включая и Тухачевского.
– Вы обвиняетесь в участии в военном заговоре, направленном на свержение Советской власти, – голос председательствующего судьи Ульриха был бесстрастен. – Виновны?
– Нет, – прохрипел Тухачевский.
Но это уже не имело значения.
В 23 часа 35 минут был оглашен приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни без права на отсрочку приговора.
Поздней ночью приговоренных вывели в подвал. Стены, обшарпанные и пропитанные смертью, хранили в себе тысячи подобных историй.
Расстрельная команда зарядила оружие.
Раздались выстрелы. Говорят, что Тухачевский успел выкрикнуть: «Да здравствует Красная армия!», и тело маршала рухнуло на бетонный пол.
Смерть Тухачевского стала началом «Великого террора». Тысячи командиров Красной Армии последовали за ним. А в 1941-м, когда фашисты напали на СССР, оказалось, что уничтоженные враги Сталина были теми, кто мог бы защитить страну.
Позже были арестованы и осуждены почти все члены семьи Тухачевского, многих из них расстреляли.
Спустя многие годы его имя было очищено, и расстрелянного маршала полностью реабилитировали. Но это уже не имело значения для человека, чью жизнь оборвали выстрелы в подвале.
12.06.2025
Александр ПАРХОМЕНКО

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
В НОЧЬ С 24 НА 25 ДЕКАБРЯ КАТОЛИКИ ОТМЕЧАЮТ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии