ПЛЕМЯ ФАНГ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

ПЛЕМЯ ФАНГ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ

Досье: Каннибалы. Часть 5. Вплоть до XIX века это африканское племя покупало у своих соседей мертвецов, как сегодняшние домохозяйки ходят в лавку мясника.

Племя Фанг, принадлежащее к этнической группе банту, в основном проживает между Камеруном, Экваториальной Гвинеей и Габоном. Вплоть до XIX века фанги разнообразили свое меню человечиной, ну просто для того, чтобы наполнить свои животы белком и при этом не ходить на охоту. Никаких тебе ритуальных или религиозных мотивов. Как сегодняшняя домохозяйка, посещающая лавку мясника, так и фанги отправлялись к соседним племенам, чтобы купить у них пару-тройку трупов. К сожалению, они не присматривались к товару и поэтому иногда забирали умерших от каких-либо болезней. Ведь санитарных правил тогда почти что и не было.

Просто прихоть?
Первым об этой практике рассказал Поль де Шайю. Родившийся на острове Реюньон в 1831 году от отца-француза и матери-метиски, он становится исследователем и натуралистом, хотя у него и не было в этих областях никакой научной подготовки. Например, он является первым человеком с Запада, описавшим горилл в их естественной среде. Зарабатывая на жизнь в качестве лектора в США, он долго не воспринимается всерьез. Особенно в своих описаниях каннибализма. Его обвиняют в том, что он сгущает краски. Но сегодня его работы реабилитированы. В своей книге «Путешествия и приключения в Экваториальной Африке», опубликованной в 1963 году, он пишет: «Я разговаривал с вождем, когда фанги принесли труп, купленный в соседней деревне и который надо было разделить между жителями. Я отметил для себя, что что он умер от какой-то болезни. Признаю, что не смог присутствовать, когда его начали расчленять. Мне стало дурно. Я удалился, как только эта адская сцена началась; а в своей хижине я слышал, как они ссорились о том, как его разделить». Шайю больше всего был удивлен именно тем, что они поедают мертвецов, умерших от болезней. «Я никогда не слышал ни о чем подобном; мне хотелось знать, было ли это обычным делом для фангов или в данном случае это была просто прихоть. Мне ответили без малейшего смущения. У племени Ошеба они покупали без разбора всех подряд мертвецов, которых у них просили фанги. В ход шли также и мертвецы из собственного племени, а также и из других племен: кроме того, они забирали тела многочисленных рабов из племен Мбишос и Мбондемос. Платили они слоновой костью. Так, одно тело шло по цене небольшого слоновьего зуба».

Далее следуют два скабрезных описания: «По сей день я не мог поверить в два достоверных доказательства, которые кажутся невозможными для всех тех, кто не знает обо всех обычаях этого народа. Мне о них рассказали в Габоне. Группа фангов однажды пришла на берег, украла недавно зарытый на кладбище труп, приготовила его и съела. Другой случай. Представители того же племени Фанг похитили еще один труп и оттащили его в джунгли; там они его расчленили, закоптили и унесли с собой. Эти ужасные действия вызвали большой переполох в племени Мпонгве; и даже миссионеры слышали об этом, так как они как раз навещали эту деревню, находившуюся неподалеку от того места, где они жили; но я долго отказывался всему этому верить, хотя, повторяю, всему этому имеются неопровержимые доказательства. Короче говоря, фанги кажутся некоей разновидностью настоящих вампиров, открыто практикующих свой жуткий обычай, честно и без всякого стыда. Я видел у них ножи с пятнами человеческой крови, которые их владельцы продавали за хорошую цену».

Впечатлить читателя
Когда книга Поля де Шайю была опубликована, она вызвала оживленную реакцию недоверия, что заставило его в последующих изданиях добавить следующие строки: «Эти истории кажутся столь невероятными, в том числе факт покупки и поедания тел у соседних племен, практика, все еще распространенная у племени Фанг, и которая до сих пор была описана только мною, и вызвала даже среди моих друзей недоверие, но я счастлив сослаться на еще одно свидетельство, подтверждающее мой рассказ, от преподобного господина Уокера, миссионера, работающего в Габоне, который разрешил мне его опубликовать, заявив, что он гарантирует полную точность упомянутых выше фактов».

Но даже и сегодня свидетельства исследователя многих смущают. Во время переиздания его книги в 1996 году габонский философ Бонкавентур Мве-Ондо признал, что Шайю дал отличное описание народов, с которыми он встречался, но он опроверг его замечания о каннибализме племени Фанг, подчеркнув, что речь идет «о желании произвести впечатление на читателя».

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: племя Фанг; Поль де Шайю.

24.08.2018

Фредерик ЛЕВИНО LePoint

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ Долг Родины
Не успели затихнуть сполохи пенсионной реформы; высохнуть чернила на многочисленных законопроектах сделавших резко помолодевших «предпенсионеров» чуть ли не самой защищенной категорией граждан; затихнуть скандал с предложением Натальи Соколовой из Са...

Популярное
Новое