ГЕРОИ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ: ДОКТОР ХАРРИНГТОН, ВЫЗВАВШИЙ У СЕБЯ ОПАСНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ АУТОИМУННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Молодой гематолог вводит в свои вены кровь пациентки, которая разрушает все его тромбоциты.
В 1945 году Уильям Дж. Харрингтон завершает свою интернатуру в Бостоне. Одна из ночей, когда он дежурит, буквально переворачивает его судьбу. Ошалевшие от ужаса родители привозят в больницу свою 17-летнюю дочь, страдающую от обильного вагинального кровоизлияния. Дежурный врач осматривает пациентку и говорит встревоженным родителям, что их малышка, скорее всего, сделала нелегальный аборт. Как, наша дочь? Невозможно!
Проба крови отправляется юному Харрингтону для анализа. С удивлением он обнаруживает почти полное отсутствие тромбоцитов, что и мешает свертыванию крови. Болезнь молодой девушки имеет название: идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (ИТП). Сложное название, скрывающее за собой незнание врачей того времени о том, что же на самом деле это такое. Они абсолютно ничего не знают о происхождении этого ужасного заболевания, которое вызывает пурпурные синяки (пурпура) по всему телу, а также неконтролируемое и смертельное кровотечение. Хотя этот диагноз и восстанавливает честь девушки, но он не восстановит ее здоровье: через несколько часов она умрет на операционном столе. Столь жестокая участь пациентки очень взволновала Харрингтона, и он решает посвятить все свои знания, умения и силы поиску причины отсутствия тромбоцитов у некоторых больных.
Убийца тромбоцитов
Получив диплом, он поступает на медицинский факультет Вашингтонского университета, известный своими работами по исследованию крови. Его научный руководитель выдвинул гипотезу, которая могла бы объяснить ИТП. Тромбоциты могут уничтожаться собственным организмом пациента, а не какой-то внешней агрессией. Смелая гипотеза. Но теперь ее нужно доказать.
Харрингтон и его коллега, доктор Джеймс Холлингсворт, решают заняться поиском доказательств этой теории. Они приходят к выводу, что исчезновение тромбоцитов может быть объяснено недостаточной способностью костного мозга их производить или же ускоренной работой селезенки, одной из функций которой является разрушение тромбоцитов через определенный промежуток времени. Но не забывая при этом, что в самой крови может прятаться неизвестный «убийца». Чтобы проверить, какая из этих трех гипотез верна, нужно сделать лишь одно: перелить кровь больного человека в тело здорового человека и наоборот. Эволюция количества тромбоцитов должна дать серьезную зацепку для понимания. Осталось найти морскую свинку для этого рискованного переливания. Оба врача быстро приходят к решению. Это будет кто-то из них, чья кровь совместима с первым же пациентом с ИТР, который поступит в больницу.
Спит только сидя
Летом 1950 года молодая девушка с тяжелой ИТП поступает в больницу. Ей удаляют селезенку, но состояние не улучшается. Оба доктора решают начать действовать. По совместимости крови лотерею «выигрывает» Харрингтон. Прежде всего, у него берут образец костного мозга, чтобы проверить исправно ли он работает. Все отлично! В его крови тромбоцитов содержится в 50 раз больше, чем в крови пациентки.
Через три или четыре часа после переливания 500 миллилитров крови Харрингтон чувствует себя очень плохо. Его эритроциты начинают стремительно разрушаться. Очень быстро на коже появляются фиолетовые пятна – признак подкожных кровоизлияний. Его охватывает страх: а что, если он станет жертвой кровоизлияния в мозг? Теперь он спит только сидя, чтобы понизить кровяное давление в своей голове. Каждый раз, когда Холлингсворт прощупывает его селезенку, Харрингтон боится, что она лопнет. Эта мука длится долгих четыре дня. Им овладевает мысль о неизбежной смерти. На пятый день состояние улучшается, он может свободно дышать. Количество тромбоцитов возвращается к норме. А вот состояние больной, которой перелили 500 миллилитров крови Харрингтона, совсем не улучшилось.
Гигантский скачок
Какой вывод следует из этих двух перекрестных переливаний? Если совсем просто, то ни костный мозг, ни селезенка не являются источниками, провоцирующими ИТП, поскольку у Харрингтона они работают отлично. Отсюда вывод: в крови больной имеется неизвестный – внутренний – фактор, который разрушает тромбоциты. Несколько других переливаний, организованных в гематологическом центре больницы, подтверждают этот вывод.
Огромная заслуга Уильяма Харрингтона и Джеймса Холлингсворта заключается в том, что они продемонстрировали, что собственный организм может начать работать против самого себя. Это и есть принцип аутоимунных заболеваний. Гигантский скачок в медицине, который, однако, не будет отмечен Нобелевской премией.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
10.06.2020
Фредерик ЛЕВИНО Le Point

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии