13 ИЮЛЯ 1793 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ШАРЛОТТА КОРДЕ ЗАКОЛОЛА МАРАТА
13 июля 1793 года Шарлотта Корде заколола Марата, этого, по ее выражению, «лютого зверя», в его собственной ванной. Свое преступление молодая женщина, предком которой был великий Корнель1, совершила, будучи абсолютно уверенной, что спасает Францию.
В субботу, 13 июля 1793 года, около половины двенадцатого дня молодая женщина выходит из фиакра у дома номер 30, на парижской улице Корделье. Выглядит она прекрасно: светло-каштановые волосы, хорошо очерченные черты лица, гибкая талия… С решительным видом она толкает дверь. Сейчас с таким видом – взять приступом весь мир! – выступают представительницы движения «Фемен»2.
24-летняя Мария-Анна-Шарлотта де Корде д'Армон, праправнучка великого драматурга Пьера Корнеля намеревается убить «лютого зверя», который терроризирует страну. Так она называет 50-летнего Жана-Поля Марата, врача и физика, редактора газеты «Друг народа», депутата-монтаньяра3. Шарлотта поднимается на второй этаж, стучит в дверь и заявляет открывшей женщине, что она хотела бы увидеться с гражданином Маратом, чтобы рассказать ему о многих весьма интересных вещах. Сожительница революционера Симона Эврар отвечает ей, что об этом не может быть и речи, потому что Марат болен. Шарлотта настаивает, но Симона стоит стеной. «Ну, а когда можно прийти?» – «Точно не могу сказать. Когда Марат выздоровеет», – отвечает Симона, хлопая дверью перед носом посетительницы. Шарлотта в ярости, неужели она проделала такой длинный путь из самого Кана4 только лишь затем, чтобы ей помешали осуществить задуманное?
Вернувшись в отель «Провиданс», в котором она остановилась, Шарлотта де Корде требует бумагу и перо, а затем садится и пишет деловое письмо Марату: «Я прибыла из Кана. Зная вашу любовь к родине, хочу сообщить вам о целом ряде готовящихся заговоров. Жду вашего ответа». Попадет ли Марат в ловушку? Она относит свое послание и ждет. Часы проходят за часами. Не имея больше сил ждать ответа, Шарлотта вновь решает отправиться в квартиру Марата. Эта дамочка не из тех, кто отказывается от уже принятого решения. В 8 часов вечера она снова стучит в дверь квартиры депутата. На этот раз появляется консьержка и говорит, что Марат до сих пор чувствует себя плохо и никого не принимает. Шарлотта настаивает, она почти кричит. Марат, который в это время сидит в своей знаменитой деревянной ванной, пытаясь успокоить кожный зуд, приказывает пропустить к нему эту зануду. Его доброе сердце сослужит ему плохую службу…
Боже мой! Он убит!
В комнате с Маратом сидит и Симона, но она удаляется, оставив Шарлотту с ним наедине. Шарлотта садится у изголовья ванной таким образом, что Марат оказывается к ней спиной и не может видеть, что дамочка делает. «Ну, так что там происходит в Кане?» – спрашивает Марат. Она протягивает ему список депутатов – «врагов народа». «Им не удастся избежать гильотины», – радостно потрясает списком Марат. В это время Шарлотта встает и вынимает из-за пазухи нож, купленный утром за копейки у дворца «Пале-Рояль». Ни секунды не колеблясь, она, не хуже любого опытного мясника, вонзает его под правую ключицу Марата… Лезвие проходит сквозь легкие, разрезая сонную артерию. Прежде чем испустить дух, революционер успевает крикнуть: «Ко мне, моя дорогая подруга, ко мне!» Но поздно. Верная подруга – Симона – уже ничего не сможет сделать. Удар был нанесен так мастерски, не хуже, чем на гильотине.
Кровь хлещет из раны, окрашивая в розовый цвет воду в ванной и попадая на пол. Привлеченные криком, кухарка и слуга устремляются к Шарлотте, которая дерется с ними с яростью дьяволицы. Появляется Симона, с ужасом взирающая на ванную: «Боже мой! Он убит!» Затем она бросается на помощь кухарке и слуге, которые никак не могут совладать с убийцей. Еще чуть-чуть и Шарлотте удалось бы вырваться и сбежать. Она уже переместилась в прихожую, но тут слуга хватает стул и обрушивает его ей на голову. Шарлотта почти в нокауте, но все еще сопротивляется. Тогда разъяренный мужчина хватает ее за грудь и бьет изо всей силы. Шарлотта наконец-то вырубилась.
«Какой суд может меня судить?»
Привлеченные возникшей суматохой в квартиру набиваются соседи. Врач-дантист приказывает положить тело на кровать, накладывает жгут и уступает место хирургу Пеллетану, который и констатирует смерть. Кстати, два года спустя этот самый Пеллетан будет производить вскрытие малолетнего Людовика XVII и, поговаривают, даже уворует его сердце. Шарлотта больше не пытается сбежать, но на всякий случай ей связывают кисти рук. Она все ниже и ниже опускает голову, видимо, опасаясь, что все возрастающая толпа затопчет ее насмерть. Повсюду кровь. Лица у людей мрачные, царит страх и гнев. Наконец, прибывает комиссар квартала, он отводит убийцу в комнату для приемов, чтобы допросить.
Не заставляя себя упрашивать, Шарлотта сама рассказывает, кто она есть и откуда. «Кто вам поручил совершить это убийство?» – громыхает комиссар. «Видя, что гражданская война вот-вот накроет всю Францию, и убежденная, что именно Марат является автором всего этого ужаса, я решила пожертвовать своей жизнью, чтобы спасти страну». Спустя несколько дней в революционном трибунале она уточнит, что хотела убить вовсе не какого-то там абстрактного человека, а «лютого зверя, который собирается сожрать всех французов».
Обыскав, у нее находят письмо, заранее ею написанное на тот случай, если вдруг ей не удастся попасть к своей жертве. «Марат, я писала вам этим утром, получили ли вы мое письмо? Не могу в это поверить, но меня к вам не пустили; я надеюсь, что завтра вы меня примете. Повторяю, я приехала из Кана; мне необходимо рассказать вам важные секретные сведения, которые спасут Республику. Меня уже преследовали за мою приверженность свободе; я несчастна и нуждаюсь в вашей защите». При ней также находится тщательно сложенное письмо-обращение, в котором она описывает причины своего поступка: «Французы! Вы знаете своих врагов, вставайте! Вперед! И пусть на руинах Горы5 останутся только братья и друзья! Не знаю, сулит ли небо нам республиканское правление, но дать нам в повелители монтаньяра оно может только в порыве страшной мести… О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осужденный вселенной он стоит вне закона… Какой суд может меня судить? Если я виновна, то виновен был и Геракл, победивший чудовищ!»
Прощайте, мой дорогой отец
К полуночи Шарлотту в карете отвозят в тюрьму «Аббе». Если бы не комиссар, то собравшаяся толпа растерзала бы ее на мелкие кусочки. Наутро убийцу Марата препровождают в другую тюрьму – «Консьержери». А уже через два дня она предстает перед революционным трибуналом. Как и следовало ожидать, дело рассматривается очень быстро. Все же трибунал позволяет зачитать последнее письмо, которое Шарлотта, находясь в камере, написала своему отцу: «Простите меня, мой дорогой отец, за то, что я действовала без вашего разрешения. Я отомстила за всех невинных жертв и этим своим поступком я предупреждаю других чудовищ. В один прекрасный день разочаровавшийся народ возрадуется, освободившись от тирана. Я старалась убедить вас в том, что отправляюсь в Англию, я это сделала затем, чтобы сохранить инкогнито, но у меня не получилось. Надеюсь, что вас не станут мучить. В любом случае, надеюсь, что в Кане у вас найдутся защитники. В качестве адвоката я взяла Гюстава Дульсе: впрочем, это лишь проформа, так как при существующем раскладе, никакой защиты и быть не может. Прощайте, мой дорогой отец, прошу вас или забыть меня, или порадоваться за меня, так как я совершила благородное дело. Обнимаю свою сестру, которую люблю всем сердцем, и всех моих родственников. Не забывайте эти строки из Корнеля: "Мы не преступники, когда караем преступленье!" Завтра, в 8 утра, мне вынесут приговор. 16 июля сего года».
17 июля 1793 года Шарлотта была гильотинирована. Помощник палача, плотник по профессии и большой поклонник Марата, схватил за волосы отрубленную голову Шарлотты, высоко поднял ее, показывая толпе, и нанес ей сильный удар по лицу. Некоторые говорят, что лицо бедной девушки от этого удара даже покраснело.
Впрочем, надежды Шарлотты не сбылись: убийство Марата не остановило террор. Наоборот, его смерть послужила предлогом к истреблению жирондистов6 и прочих оппозиционеров.
Скорее всего, она была вовсе не шатенкой, как долгое время считалось, а блондинкой. А это все объясняет…
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
1 - Пьер Корнель – французский поэт и драматург, отец французской трагедии; член Французской академии.
2 - «Фемен» – женское движение, получившее известность своими эпатажными акциями протеста, во время которых активистки обнажают грудь для привлечения внимания.
3 - Монтаньяры – политическая партия, образовавшаяся во время Великой французской революции.
4 - Кан – небольшой город и коммуна на северо-западе Франции, столица региона Нижняя Нормандия и префектура департамента Кальвадос.
5 -Гора – партия монтаньяров (от фр. montagne – гора).
6 - Жирондисты – одна из политических партий в эпоху Великой Французской революции.
13.07.2020
Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии