ВЕЛИКИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ ТИРАНАМИ?

ВЕЛИКИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ ТИРАНАМИ?

Основные тексты, рассказывающие о фараонах IV династии, были написаны спустя века после их смерти. Это не значит, что они вовсе не соответствуют действительности, но все же имеются сомнения в их правдивости, и поэтому вряд ли из них можно извлечь абсолютно точную информацию

Методы строительства великих египетских пирамид до сих пор вызывают оживленные дебаты. Но что нам известно о личностях фараонов, построивших эти необыкновенные каменные горы?

О фараонах IV династии (около 2620-2500 гг. до н.э.), построивших эти великие пирамиды, текстов того времени сохранилось очень мало. Более того, они выражают официальную идеологию. То же самое относится и к представлениям этих властелинов в скульптурах: речь идет не о портретах как таковых, а об их идеализированных изображениях.

У нас нет ни текстов, написанных противниками режима фараонов, ни внешних (зарубежных) документов, описывающих Египет в третьем тысячелетии до нашей эры. Таким образом, отсутствие альтернативных источников информации, столь необходимых для историков, делает их работу затруднительной. Просто потому, что невозможно «влезть в голову Хеопса», чтобы понять его внутренние мотивы и побуждения.

Приятный фараон Снофру
Основные тексты, будь то египетские или греческие, в которых речь идет о личностях правителей IV династии, были написаны, как сказано выше, спустя столетия после их смерти. В полной мере, конечно же, доверять им нельзя. Тем не менее, эти работы информируют нас о том, каким образом потомки, начиная с античных времен, воспринимали фараонов, которые построили великие пирамиды.

Снофру, основатель IV династии, при которой были построены три пирамиды, описывается в египетской литературе как добрый государь, весельчак и кутила, чем-то напоминающий французского короля Генриха IV.

В «Пророчестве Неферти», одном из немногих сохранившихся текстов древнеегипетской литературы, хранящимся в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга, рассказывается, что когда ему было скучно, он вызывал своих советников, а те ему рекомендовали призвать Неферти, талантливого жреца, умевшего рассказывать красивые истории. Прибыв во дворец, Неферти спрашивает у фараона, что тот предпочитает: истории из прошлого или пророчества, раскрывающие, что произойдет в Египте после его смерти. Снофру выбирает будущее. Неферти рассказывает о бедах, которые обрушатся на Египет, но затем, к счастью, объявится фараон-спаситель, который восстановит порядок: это случится примерно в 1960 году до н.э., и им будет Аменемхет I, основатель XII династии.

Безусловно, это пророчество, было выдумано уже после того, как оно произошло, чтобы оправдать приход к власти династии Аменемхета. Тем не менее, интересно отметить, что именно Снофру в позднейших пропагандистских целях был выбран таким своеобразным «указателем», заранее узаконившим своих далеких преемников.

Мы также видим, что Снофру был всесильным монархом: придворные и прочие лица лежат перед ним на животе, что, впрочем, не мешает ему симпатизировать жрецу Неферти, которого он называет своим «другом».

В другом рассказе, переданном в знаменитом «папирусе Весткар», состоящим из цикла историй, написанных между 1800 и 1600 до н.э., можно найти того же Снофру, которому опять скучно. Он даже находится в унынии, но тут придворные подкидывают ему идею построить прогулочную лодку и разместить на ней двадцать едва одетых красавиц-наложниц.

«Пусть приведут двадцать девушек, чьи тела и груди должны быть прекрасны, а волосы красиво заплетены», – приказывает Снофру.

Полуголые девушки начинают грести под взглядом фараона, восхищенного этим зрелищем. Но происходит несчастный случай: поправляя волосы, какая-то молодая красавица роняет одно из своих украшений в воду. Фараон предлагает ей взамен другое украшение, но красавица желает вернуть то, что упало. Тогда Снофру вызывает мага, тот движением рук заставляет воды расступиться, берет украшение и отдает его девушке. После этого очаровательная прогулка возобновляется, и Снофру проводит «счастливый день в компании всего царского дома».

Хеопс – жестокий и деспотичный
Основатель IV династии кажется таким милым: он даже не злится на девушку, которую мог бы счесть капризной.

Среди сказок «папируса Весткара» есть и история о волшебнике Джеди, который умел «приклеивать» назад отрубленные у животных головы. На этот раз это Хеопс, преемник Снофру и строитель самой большой пирамиды в Гизе, который вызывает к себе мага. Джеди обезглавливает перед ним гуся, журавля и быка, а затем обратно приставляет им головы. Фараон приказывает ему сотворить то же самое с заключенным, но маг отказывается, потому что, по его словам, «с людьми этого делать нельзя». Хеопс пока еще не выглядит раздраженным, хотя он и очень хотел провести эксперимент над мужчиной-заключенным, что вообще-то немного жестоко.

Нужно ждать рассказов греческого историка Геродота, посетившего Египет в V веке до н.э. Вот у него Хеопс описывается исключительно негативно, а о Снофру к тому времени уже почти забыли.

«Дочь Хеопса – проститутка»
Геродот изображает Хеопса как деспота, страдающего манией величия, который изнурил свой народ, насильственно мобилизуя его для строительства своей пирамиды, символа абсолютного излишества. Он также приказал закрыть «все храмы». Жрецы, которых во время своего путешествия в Египет опросил Геродот, представляли Хеопса как еретика. Но было ли так на самом деле, или это был конфликт между фараоном и жрецами, в результате которого и родился миф о злом царе? К сожалению, ответить на эти вопросы невозможно, так как других источников попросту нет.

Геродот также рассказывает, что Хеопс заставлял заниматься проституцией свою собственную дочь, так как у него не хватало денег для строительства своей огромной пирамиды! Якобы он поместил принцессу в бордель. Она пользовалась успехом, а клиентов просила оплачивать ее услуги не только деньгами (для папы-фараона), но и камнями для строительства собственной пирамиды.

«Хеопс, почти разоренный из-за этих расходов, дошел до того, что заставил заниматься проституцией свою дочь, поместив ее в место разврата и приказав ей брать плату со своих любовников. Она не только выполняла приказы своего отца, но и сама хотела оставить о себе памятник. Она просила всех тех, кто приходил к ней, дать ей камень для строительства, которое она запланировала. Жрецы рассказали мне, что именно из этих камней и построена ее пирамида», – пишет Геродот.

Интересно отметить, что жрецы распространяли эти клеветнические слухи во времена Геродота. Хеопс, по их рассказам, был жестокий деспот и сутенер. В этой истории имеется и завуалированная непристойная шутка: если за одно свидание принцесса брала один камень, то сколько же клиентов, учитывая объем пирамиды, прошло через ее ложе!

Микерин – кровосмеситель и алкоголик
В то время как Хефрен, построивший вторую пирамиду в Гизе, был также известен как тиран, его сын и преемник Микерин описывается в более благожелательных красках. По крайней мере, в начале своего правления. Он открывает новые храмы и осуществляет справедливое правосудие. И пирамида у него меньше, чем у его предшественников.

Но затем его образ портится. Воспылавший необузданной страстью к собственной дочери, он насилует ее. «Обезумев от горя, она покончила с собой, повесившись», – пишет Геродот.

Эта история может быть связана с мифом о богине Хатхор, привлекательном и кокетливом божестве, которая смогла возбудить собственного отца – бога солнца Ра. Хатхор была любимой богиней Микерина: на скульптуре, хранящейся в Каирском музее, она изображена рядом с фараоном, одетая в такое тонкое платье, что оно кажется почти невидимым.

После самоубийства дочери оракул сообщил фараону, что его самого ждет смерть через шесть лет. Микерин от такого пророчества впал в депрессию, запил и занялся развратом. В общем, еще одно мрачное царствование.

Тиранические образы Хеопса, Хефрена и Микерина сложились не сразу, они развивались веками и своего пика достигли в творчестве Геродота, а затем их в качестве тиранов на основании произведений Геродота в I веке до н.э. изобразил, в свою очередь, и Диодор Сицилийский.

Мрачное представление об этих фараонах подпитывается и нашим восхищением пирамидами, поскольку их архитектурный гигантизм охотно ассоциируется в нашем представлении с деспотической и жестокой властью.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе; Снофру, сидящий на троне; Хефрен; Хеопс; принцесса Нефертиабет, дочь Хеопса; Микерин.

16.07.2020

Кристиан-Джордж ШВЕНТЦЕЛЬ The Conversation

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Почти 88% опрошенных юристами предпринимателей считают, что судебную систему следует усовершенствовать, и она не защищает частную собственность. Данные декабрьского опроса привел портал Право.ру. Более...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ? НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
    Почти 88% опрошенных юристами предпринимателей считают, что судебную систему следует усовершенствовать, и она не защищает частную собственность. Данные декабрьского опроса привел портал Право.ру. Более...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
    Перекос в трудовых спорах в сторону защиты «слабой» стороны – работника вот уже почти 15 лет является одним из общих мест правосудия. Причем, зафиксированным непосредственно в нормах закона. Например,...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • СУД, У НАС ОТМЕНА! СУД, У НАС ОТМЕНА!
    Отмена судебных решений – это установление справедливости или результат настырных попыток добиться своего, «прокручивая» маховик судебной триады? На площадках адвокатских сообществ встречаются просто уникальные...
  • А.Коновалов: О неизменности уставного капитала в новом Гражданском Кодексе РФ А.Коновалов: О неизменности уставного капитала в новом Гражданском Кодексе РФ
    Алексей Коновалов, Министр юстиции РФ, на брифинге в Кремле прокомментировал отказ законодательно увеличить размер уставного капитала для юридических лиц в новой редакции ГК РФ
  • АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
    «Как противостоять поборам и завышению членских взносов в СНТ?!» – с таким вопросом сразу три семьи обратились к главному редактору ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» Рубену Маркарьяну на его лекциях в рамках Всероссийской...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...