НАСТОЯЩИЕ АВТОРЫ ЕВАНГЕЛИЙ

НАСТОЯЩИЕ АВТОРЫ ЕВАНГЕЛИЙ

Четыре канонических Евангелия были написаны не Матфеем, Марком, Лукой или Иоанном, а анонимными лицами, выражающими видение своих общин.

Почему мы говорим о Евангелиях во множественном числе, но о Торе (или Пятикнижии) в единственном числе (хотя она состоит из нескольких книг)? Во французском языке обычно различают Евангелие (евангелион) или по-гречески «Благая весть», что означает послание Иисуса, переданное апостолами, и Евангелия во множественном числе, – выражение, которое относится к рассказам о жизни, смерти и Воскресении Иисуса, приписываемые Матфею, Марку, Луке и Иоанну. Эти рассказы основаны на преданиях, которые сначала были устными, что априори не должно ставить под сомнение их надежность, поскольку устная речь в древнем мире преобладала над письменной и имела особое значение в Иудее. Авторство в составлении Евангелий, приписываемое апостолам Матфею и Иоанну или их более поздним соратникам Марку и Луке, не следует понимать буквально. Евангелия – это не просто работа одного автора, это плод редакторской работы многих лиц и в разных общинах.

Написание Евангелий не было сиюминутным актом. Самые древние христианские тексты – это Послания (в частности и особенно от апостола Павла), составленные в 50-х годах I века. Тем не менее, эти Послания еще не ссылаются на текст, который рассказывал бы о жизни Иисуса. Это христианские труды II века, такие как трактат «Против ересей» Иринея Лионского, ссылающиеся на письменные Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, написанные в I веке.

Специалисты по Новому Завету обычно датируют написание Евангелий между 70 и 100 годом н.э. Самым древним из них является Евангелие от Марка, написанное в Риме примерно в 70-х годах. Затем следует текст от Матфея, возможно первоначально написанный на арамейском языке, а затем, в 80-х годах, переведенный на греческий. За ним следует Евангелие от Луки, также написанное в 80-х годах, и замыкает, наконец, Евангелие от Иоанна, составленное в самом конце I века. Однако эти даты являются приблизительными, и некоторые отрывки могли быть позже изменены.

Папирусы и Кодексы
Между первыми текстовыми вариантами Евангелий действительно имеются различия. Самый старый – это папирус, датируемый первой половиной II века, на котором сохранился отрывок из Евангелия от Иоанна (XVIII, 31-33 и 37-38). Другие папирусы около 200 года, передают отрывки из Евангелий от Луки и Иоанна. Но самые древние полные рукописи Евангелий можно найти в кодексах (рукописи) 4 и 5 веков (Синайский, Ватиканский, Александрийский, Ефремов кодекс, Кодекс Безы) – это «прародители» книг, которые, в отличие от свитков, состоят из листов, скрепленных сбоку.

Есть несколько существенных различий между этими рукописями. Так, рассказ о супружеской измене, приведенный в конце VIII главы Евангелия от Иоанна, отсутствует в Синайском и Ватиканском текстах. Хотя Евангелия были в основном написаны в конце I века, их редакционная история продолжалась далеко за его пределами. Решение об изложении Евангелий в письменном виде, несомненно, было связано с течением времени, что подразумевает исчезновение первых свидетелей, увеличение числа общин, что, в свою очередь, привело к растущей необходимости иметь общую основу для изучения текстов и обеспечения необходимой литературой для литургий, особенно для празднований дня Воскресения Христова – Пасхи, еврейского праздника, ставшего отмечаться как день смерти и воскресения Иисуса.

Не произвольный выбор
Но среди четырех Евангелий Нового Завета имеются также сильные совпадения, в частности между Матфеем, Марком и Лукой, тремя так называемыми «синоптическими» Евангелиями (от греческого слова synopsis, «обзор»). Они состоят из небольших повествовательных отрывков, притч, рассказов о чудесах, сцен споров и т.д., которые часто встречаются в двух или трех из них. Евангелие от Иоанна, в отличие от трех других, состоит из больших повествовательных эпизодов, оформленных в более едином ключе, в котором чаще используются абстрактные понятия. Чтобы объяснить сходство между тремя синоптическими Евангелиями, давно предлагалось учесть, что авторы Матфея и Луки использовали, с одной стороны, Евангелие от Марка, с другой стороны, источник, который в основном собрал слова Иисуса (исследователи называют его «источник Q», от немецкого слова Quelle – «источник»). Однако существование последнего остается гипотетическим. В течение первых двух веков были написаны другие Евангелия: Евангелие от эбионитов или Двенадцать апостолов, Евангелии от Петра, Иуды, Филиппа, Никодима, Евангелие от Фомы, Протоевангелие от Иакова и т.д., отражающие разнообразие христианства с момента его возникновения.
Решение, принятое в конце IV века о сохранении в качестве канонических писаний лишь четырех Евангелий, авторство которых приписывается Матфею, Марку, Луке и Иоанну, не следует понимать, как произвольное решение церковных властей. В действительности это соответствовало восприятию этих четырех текстов как самых древних и особенно их очень широкому распространению в христианских общинах.

Притча о заблудшей овце
Кроме того, исключение так называемых «апокрифических» («скрытых») Евангелий кажется основанным на отказе от сверхъестественного – магического и сенсационного типа, что характеризует, по крайней мере, некоторые из них. В так называемых «канонических» Евангелиях (от греческого слова «канон», «правило, список») чудеса направлены на то, чтобы исцелять, утешать и освобождать человека и показывать мессианскую природу Иисуса (в иудейской традиции – ожидание Мессии, который совершит исцеления). А в определенных апокрифах чудеса становятся чистым проявлением могущества, что кажется противоречащим учению Христа. Кроме того, в то время как чтение одной части апокрифа могло быть рекомендовано для личного наставления верующих, другая часть была отброшена, потому что идеи, которые они передавали, считались еретическими.

Во II столетии действительно развивались доктрины, расходящиеся с христианской традицией большинства, как, например, учение Маркиона, который отвергал Ветхий Завет, или учение Монтана, который позиционировал себя в качестве представителя Святого Духа и объявившего о начале Эпохи Святого Духа. Гностицизм, из которого вышло Евангелие от Иуды, также представляет нетипичную форму древнего христианства.

Но почему бы не выбрать одно – уникальное – Евангелие из четырех? Хотя в канонических Евангелиях говорится примерно об одних и тех же событиях, они не повторяют одно и то же и частично отражают разнообразие способов понимания учения и личности Иисуса среди ранних христианских общин. Таким образом, одна из самых известных притч Евангелий, посвященная заблудшим овцам, в Евангелии от Луки приобретает иной смысл, иллюстрируя привилегированное внимание Иисуса к тем, кого публично называют грешниками (XV, 1-7), а в Евангелии от Матфея, где он призывает тех, кто ответственен за христианские общины, сделать все возможное, чтобы направить свернувшего на неверный путь обратно на верный путь (XVIII, 12-14). Выбор включить четыре Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна в качестве канонических, в конечном счете, отражает стремление Церкви сохранить разнообразие выражений христианской веры, отвергая ортодоксию.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: отрывок из Евангелия от Иоанна на Бодмерском папирусе.

25.12.2020

Кателл БЕРТЕЛО (главный научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции, специалист по древнему иудаизму, автор ряда научных трудов) Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Ю.Любимов: О критериях непубличной деятельности акционерных компаний в новом ГК РФ Ю.Любимов: О критериях непубличной деятельности акционерных компаний в новом ГК РФ
    Юрий Любимов, заместитель министра юстиции РФ, в ходе брифинга в Кремле ответил на вопрос  об  изменениях в ГК РФ критериев публичной и непубличной деятельности акционерных компаний
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...