САЛАХ АБДЕСЛАМ, ЕДИНСТВЕННЫЙ ОСТАВШИЙСЯ В ЖИВЫХ ИЗ НАПАДАВШИХ, УСТРОИВШИХ ТЕРАКТЫ В ПАРИЖЕ В НОЯБРЕ 2015 ГОДА
Он «десятый человек», единственный оставшийся в живых от группы террористов 13 ноября, тот, на кого будут обращены все взгляды во время судебного процесса, который начинается 8 сентября в Париже. Салах Абдеслам – бывший мелкий преступник и любитель тусовок, позже ставший джихадистом.
Ночь с 13 на 14 ноября 2015 года, лестничная клетка в пригороде Парижа. К двум не знающим чем бы таким заняться подросткам присоединяется молодой человек, доедающий свой бургер и предлагающий им остаток картошки-фри. Бельгийский акцент, парка, прилизанные черные волосы, «выглядит очень усталым», как бы в забытьи, «смеется ни с того, ни с сего».
Это Салах Абдеслам, выбросивший свой пояс со взрывчаткой и ожидающий, когда его тайно переправят в родную Бельгию.
Он говорит о том, о сем, о своей невесте, с которой они «скоро поженятся». Вместе с этими ребятами он смотрит в смартфоне видео резни, которая только что произошла в «Батаклане». Эти нападения – «это не по-человечески», комментирует он.
Скоро его фото и уведомление о розыске будут повсюду.
Несколькими часами ранее он высадил трех «террористов-смертников» у стадиона «Стад-де-Франс». До этого он совершал поездки по всей Европе, собирая джихадистов, покупал оборудование для взрывчатых веществ, арендовал укрытия и автомобили «конвоя смерти» – по его выражению, – который направится в Париж.
В Моленбеке, муниципалитете Брюсселя, где он вырос в семье, в которой было пятеро детей, и где он был наконец арестован в марте 2016 года после четырех месяцев в бегах, этот франко-марокканец, которому сегодня 31 год, в то время был еще только начинающим джихадистом.
«Любитель косячков»
Его профиль в то время – это профиль мелкого правонарушителя, десять раз осужденного за нарушение правил дорожного движения, насильственные действия или попытки кражи со взломом в 2010 году вместе со своим другом детства – Абдельхамидом Абааудом, будущим координатором терактов 13 ноября. Вместе они постоянно попадали в неприятности, расскажут их близкие.
Известный тусовщик, пьяница, курильщик, любитель казино, «очаровашка» Абдеслам часто меняет «подружек». Он не работает, тусуется в кафе, особенно у своего старшего брата Брахима – будущего стрелка-убийцы по террасам парижских кафе. По словам соседей, это было «кафе для любителей выкурить косячок».
Иногда он молится, но вовсе не в предназначенные для молитв часы. С конца 2014 года он начинает говорить о Сирии, предлагая своей невесте поехать туда. Она не воспринимает его всерьез: он провел «три четверти своей жизни» в ночном клубе, скажет она следователям.
Но близкие замечают, что братья Абдесламы становятся «приверженцами Исламского государства»1. Они бросают пить, начинают интересоваться религией. В баре, которым управляет Брахим, теперь собираются, чтобы посмотреть джихадистские видеоролики с проповедями и «призывами к войне».
В январе 2015 года становится известным о том, что Салах Абдеслам хочет уехать. В феврале его вызывают в полицейский участок, чтобы расспросить об Абдельхамиде Абаауде, который уже уехал в Сирию. «Приятный парень», – говорит он, утверждая, что давно потерял его из виду.
«Я отомщу»
За несколько дней до 13 ноября – его родственники считают, что он уехал кататься на лыжах – он в последний раз ужинает со своей невестой, и, как позднее расскажет она, сильно плачет. В машине, которая провезет его в Бельгию в ночь с 13 на 14 ноября, он также будет сильно рыдать, оплакивая смерть своего брата-камикадзе.
«Они заплатят за это… я отомщу», – услышат его сообщники.
Его точная миссия во время терактов остается загадкой. Он сказал о ней только один раз, сразу после ареста. «Я хотел взорвать себя на Стад-де-Франс», «я дал задний ход».
Скорее, считают следователи, что ему просто не удалось совершить то, что он намеревался сделать: заключения экспертов показали, что его пояс со взрывчаткой был неисправен.
В письме, обнаруженном в ходе расследования, он напишет: «Я хотел бы быть среди мучеников (...) Я просто хотел бы, чтобы будущее было лучше подготовлено», заверяя, что готов «закончить работу».
Профиль убежденного исламиста он ярко продемонстрировал на суде в Бельгии в 2018 году за участие в перестрелке с полицейскими за три дня до ареста. Он сразу же поставил под сомнение легитимность своих судей, заявив, что «вверяет (себя) Аллаху, и все». В Бельгии его приговорили к двадцати годам лишения свободы.
Во Франции он был заключен в тюрьму в 2016 году, и с тех пор хранит молчание. Только раз в присутствии следователей он разразился религиозной тирадой, оправдывающей нападения.
Его первые адвокаты в конечном итоге отказались представлять его интересы, устав от его молчания. «Он мелкий мошенник», «скорее последователь, чем лидер», – отметил его бывший бельгийский адвокат Свен Мари в 2016 году. «У него интеллект пустой пепельницы», – добавил он.
«Я совершенно не разделяю этого мнения», – говорит мэтр Оливия Ронен, его новый адвокат в течение нескольких месяцев.
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
1 - Исламское государство (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) – террористическая организация, запрещенная в России и в других странах.
08.09.2021
AFP

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
27 НОЯБРЯ 1095 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА ПАПА РИМСКИЙ УРБАН II ПРИЗВАЛ К ПЕРВОМУ КРЕСТОВОМУ ПОХОДУ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии