«СЕРИЙНЫЕ УБИЙЦЫ – ЭТО ТЕМНАЯ СТОРОНА СЕГОДНЯШНЕЙ АМЕРИКИ»
Журналист Жак Прадель во время своих передач «Криминальные хроники» пытается проникнуть в умы величайших американских серийных убийц. О своих наблюдениях он поделился с Дельфиной де Фрейта, журналисткой LCI1.
– Почему нас так привлекают серийные убийцы?
– Несмотря на то, что мы поражаемся теми жуткими преступлениями, которые они совершают, мы одновременно испытываем чувства и восхищения, и отвращения, узнавая об их делах. Вопросы, которые мы все задаем сами себе: «Как и почему они пришли к этому? Как они выбирают своих жертв и какова внутренняя личность этих людей, которые зачастую остаются загадкой?» Мы очень хорошо знаем, что никогда не сможем узнать на 100%, почему они это сделали, потому что они скрывают свои мотивы не только от нас, но и от самих себя. Пытаясь расшифровать «как», мы, возможно, сможем понять «почему». Именно этим мы и занимаемся в передаче «Криминальные хроники». Мы пытаемся раскрыть факты и понять их мотивы.
– В одной из ваших передач речь идет о кровавом пути трех человек, потрясшем Соединенные Штаты: Сэмюэла Литтла, Теда Банди и Джона Уэйна Гейси. Почему эти три убийцы отметили историю американской полиции больше, чем другие?
– Мы, конечно, не собираемся делать жуткий хит-парад, но все эти трое примечательны необычайным количеством жертв. Спустя несколько десятилетий нахождения в поле зрения полиции Сэмюэл Литтл в конце концов сознался в 93 убийствах, что сделало его одним из самых страшных преступников в истории Америки. Что касается Теда Банди, доподлинно известно о 36 жертвах, но следователи, ведущие дело, считают, что он, вероятно, убил около 50 молодых девушек. Под полом дома Джона Уэйна Гейси было найдено более 30 тел. Что также интересно, и что обнаруживается в случае с другими серийными убийцами, такими как французы Франсис Хольм и Мишель Фурнире, так это то, что они, как ни странно, обладают своего рода абсолютно «безжалостной» памятью. Они помнят все: какая была погода, лица своих жертв и обстоятельства, при которых жертвы оказались в ловушке. Просто жуть. Это вызывает вопросы, на которые мы пытаемся ответить с нашими гостями, в том числе с Мари-Лор Брюнель Дюпен, которая является одним из немногих французских профайлеров в жандармерии. Франсуа Дюрпэр, историк, специализирующийся на Соединенных Штатах, пытается помочь нам понять контекст преступлений этих серийных убийц, которые сегодня представляют темную сторону Америки.
– Вы говорите об этой «безжалостной» памяти серийных убийц. Сэмюэла Литтла прозвали «Преступным Пикассо» из-за его памяти, он нарисовал точные портреты многих из своих жертв.
– Он нарисовал портреты примерно тридцати человек. Его история очень интересна. Он начал убивать в 1970-х годах, был арестован в 2005 году и будет отрицать свои преступления годами. В нашей передаче женщина-профайлер из американского ФБР рассказала об одном полицейском, которого зовут Джеймс Холланд и который обладает особым талантом заставлять преступников сознаться. Он будет допрашивать Сэмюэла Литтла почти 700 часов, допросы эти будут носить характер дружеского разговора. Ему удалось заставить Литтла развязать язык. Именно ему пришла в голову идея попросить его нарисовать портреты своих жертв. Его называют «Преступным Пикассо», потому что его страшные рисунки немного напоминают инстинктивное, спонтанное искусство.
– История Теда Банди вдохновила Голливуд. Является ли его внешний ангельский вид, одухотворенный ненавистью, той дихотомией, которая делает его еще более привлекательным?
– Что делает его обаятельным, так это то, что он один из самых умных убийц современности. Он получил диплом психолога и выбирал своих жертв – всегда женщин – из университетских кругов. Он был весьма внушающей доверие личностью. Он являлся таким «ангелочком», идеальным приятелем, который, по словам всех, кто с ним встречался, не обидел бы и муху. Но его убийства отличаются ужасающей жестокостью. Он обладал таким «макиавеллианским» интеллектом, что даже вдохновил киношников на создание фильма «Молчание ягнят». Чтобы привлечь и успокоить потенциальную жертву, он часто делал себе гипсовую повязку. Иногда он хромал, иногда у него была трость.
– Сэмюэл Литтл сторонился общества, Тед Банди, напротив, вел активную общественную жизнь. Существует ли типичный профиль серийного убийцы?
– Типичного профиля нет, но в то же время у каждого из них есть особый «преступный ум». Сэмюэл Литтл охотился на людей, судьба которых никого не волновала. Большинство его жертв были проститутками, наркоманками, сбежавшими из семьи, чернокожими, латиноамериканками... Понятное дело, что вряд ли лос-анджелесская полиция станет так уж усиленно разыскивать пропавшую проститутку. Это и есть тот «преступный ум», о котором я говорю, потому что он понимал, что, убивая людей, о которых никто не будет волноваться, он сможет продолжать совершать свои преступления долгое время. Тед Банди, в свою очередь, выбирал студенток и обладал невероятным интеллектом, чтобы воспользоваться несовершенством федеральной системы правосудия в США. Когда он чувствовал, что полиция идет по его следу, он просто переезжал в другой штат и спокойно продолжал свои убийства.
– Могут ли дела такого масштаба, как дела Литтла и Банди, все еще иметь место в XXI веке, несмотря на успехи судебной медицины?
– К сожалению, я считаю, что да. Отличительной чертой серийного убийцы является то, что его преступления приводят к самым сложным расследованиям, и могут потребоваться годы, чтобы его вычислить. Успехи криминалистики безусловно усложняют задачу серийным убийцам. Это прекрасно, но надо помнить, что всегда найдутся лица, которых так и не удастся выявить.
На фото: Жак Прадель; Джон Уэйн Гейси, Сэмюэл Литтл, Тед Банди.
1 - LCI – популярный телеканал во Франции.
31.10.2021
Сокращенный перевод Александра ПАРХОМЕНКО
Комментарии