АТОМНАЯ БОМБА: КТО ДЕРЖИТ ПАЛЕЦ НА КНОПКЕ?

АТОМНАЯ БОМБА: КТО ДЕРЖИТ ПАЛЕЦ НА КНОПКЕ?

В разгар напряженности между Соединенными Штатами и Северной Кореей по поводу корейской программы разработки межконтинентальных баллистических ракет вновь всплыл вопрос, который когда-то считался связанным с эпохой холодной войны: кто контролирует «ядерную кнопку?».

В эссе Джеффри Льюиса и Бруно Тертре «Палец на кнопке: право использовать ядерное оружие в государствах, обладающих ядерным оружием» изучается и сравнивается процесс принятия решения о применении ядерного оружия в девяти странах: США, России, Великобритании, Франции, Китая, Израиля, Индии, Пакистана и Северной Кореи. Авторы отмечают, что, за исключением Северной Кореи, применение ядерного оружия зависит от коллективной власти, что ограничивает возможность принятия необоснованного решения одним человеком.

В Соединенных Штатах легитимность, которую президент получает после избрания, дает ему прямую и непосредственную власть над ядерными вопросами. Тем не менее, хотя он в качестве главнокомандующего вооруженными силами и имеет право отдать приказ о применении ядерного оружия, Льюис и Тертре подчеркивают, что сохраняется «неопределенность» в отношении точной роли министра обороны и начальника штаба армий. Хотя ни один из них не имеет права вето, авторы утверждают, что оба должны участвовать в подготовке военного нападения, в том числе с применением ядерного оружия. Порядок запуска следует цепочке подчинения, в конце которой его должны подтвердить два человека.

Великобритания поручает принятие решения о применении ядерного оружия премьер-министру, но вряд ли с монархом предварительно не проконсультируются (даже если этого не требует ни один закон). История страны показывает, что применение ядерного оружия стало бы «коллективным министерским решением» в соответствии с британской традицией.

Конституция Франции также определяет президента как главнокомандующего вооруженными силами, который может отдать приказ о применении ядерного оружия. Хотя у президента нет никаких обязательств консультироваться с другими должностными лицами по этому вопросу, решение о применении ядерного оружия должно быть проверено «цепочкой безопасности», а также «цепочкой реализации», в которую входят премьер-министр, инспектор по ядерному оружию и, возможно, начальник генерального штаба; «на каждом уровне цепочки задействованы два человека».

Ядерные силы Китая находятся в руках Центральной военной комиссии (ЦВК), возглавляемой председателем КНР. Состав ЦВК менялся на протяжении всей истории; сегодня он состоит из семи членов, включая министра обороны, начальника генштаба и представителей каждого вида вооруженных сил. Поскольку председатель КНР является единственным гражданским лицом в ЦВК, решение, несомненно, будет за ним, но Джеффри Льюис и Бруно Тертре полагают, что «самый важный политический орган в стране, Постоянный комитет Политбюро […], по меньшей мере принимает участие в обсуждении, в зависимости от имеющегося времени и если позволяют обстоятельства».

В соответствии с Конституцией премьер-министр Израиля, со своей стороны, не имеет власти над вооруженными силами страны. Решения по обороне принимаются министерским комитетом по национальной безопасности, состоящим из семи–десяти членов правительства.

В Индии, хотя президент является главнокомандующим вооруженными силами, только Политический совет во главе с премьер-министром может санкционировать применение ядерного оружия. Таким образом, решение остается за премьер-министром, но эксперты полагают, что он не может отдать приказ о применении без согласия советника по национальной безопасности. Затем приказ должен быть передан Командованию стратегических сил, которое контролирует «все индийские ядерные боеголовки», и, вероятно, потребует «разрешения двух должностных лиц на каждом уровне» цепочки командования.

С 2007 года ядерные силы Пакистана находятся под контролем Совета национальной обороны (СНО). В 2009 году руководство СНО, ранее возлагавшееся на президента, было передано премьер-министру. СНО применяет принцип единогласия, согласно которому любое решение об использовании ядерного оружия требует консенсуса (или, в противном случае, большинства голосов), при этом последнее слово будет за председателем СНО. Считается, что и премьер-министр, и президент страны должны санкционировать и активировать коды, необходимые для развертывания ядерного оружия.

Наконец, хотя имеется очень мало информации о программе ядерного оружия Северной Кореи, известно, что «оно может быть использовано только по приказу Верховного главнокомандующего Корейской народной армии» в соответствии с законом от 2013 года. Эта функция возложена на председателя Государственного совета КНДР, которым является не кто иной, как сам Ким Чен Ын.

Сокращенный перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

04.03.2022

Кристина ГУЛИЗЯН КОМБС (Исследователь Центра Дэвиса Гарвардского университета) Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое