Проекты метрополитена в Москве

Одно из главных событий в истории мирового метростроения произошло 10 января 1863 году - в Лондоне открылась первая в мире линия внеуличной железной дороги для поездов с паровой тягой, построенная компанией «The Metropolitan Railway». Протяженность первого подземного участка с семью станциями составляла 3,6 км. Уже в первый же день новым видом транспорта воспользовалось около 30 тысяч человек. А за первый год работы было перевезено около 10 миллионов пассажиров. Несмотря на то, что поездки в заполненных паровозным дымом и копотью тоннелях были далеко не комфортабельными, популярность метро превзошла все ожидания, и уже в год пуска парламентская комиссия одобрила сооружение подземной окружной железной дороги, общей протяженностью около 30 км. Вторым в мире открылся в 1868 году метрополитен в Нью-Йорке, представлявший собой наземную железную дорогу, проложенную, в основном, на эстакадах. Новинка получила название "эливейтер". Как и в Лондоне, движение осуществлялось на паровой тяге. Первая в мире электрифицированная линия метро имела длину 5 км. Уже к 1905 году все линии Лондонского метрополитена были переведены на электричество. Метрополитен показал огромные преимущества перед наземным городским транспортом и стал быстро развиваться. Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились еще в 1875 году. Инженер Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. На рубеже XIX – XX веков население Москвы превысило миллион человек и вопрос о строительстве городских внеуличных железных дорог для перевозки пассажиров и грузов встал особенно остро. 15 мая 1902 года один из инициаторов отечественного метростроения инженер Петр Иванович Балинский и его соавтор известный специалист по строительству крупных мостов Транссибирской железной дороги Евгений Карлович Кнорре подали на имя московского генерал-губернатора докладную записку о необходимости создания в Москве «городских железных дорог большой скорости внеуличного движения». Проектом предусматривалось соединить Замоскворечье (Павелецкий вокзал) с Тверской заставой подземной линией, а через Красную площадь и у Пушкинской площади поезда должны были двигаться по эстакаде. Предполагалось три очереди строительства общей протяжённостью 83 км, из которых 67 км - эстакады и 16 км - тоннели. Авторы впервые в отечественной истории добились широкого обсуждения своего проекта во влиятельных кругах. Представление проекта в городской Думе состоялось 7 августа 1902 года. После бурных обсуждений городская Дума вынесла резолюцию, в которой было сказано: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать...» Гласные городской думы усомнились в достаточной проработанности проекта. Свою лепту внесло и трамвайное лобби (в те годы трамвай в Москве приносил большую прибыль). Проект Петра Ивановича Балинского и Евгения Карловича Кнорре проиллюстрировал своими акварелями известный автор иллюстраций к книгам русских писателей художник Николай Николаевич Каразин.

К идее строительства метрополитена в Москве вернулись всего лишь через пять с небольшим лет. На этот раз разработку проектов инициировали уже городские власти. Население Москвы стремительно возрастало и приближалось к двум миллионам. Вместе с ростом города обострялись и транспортные проблемы. Казалось, что перспектива строительства метрополитена приобретает облик реальности, но начавшаяся первая мировая, а затем и гражданская война отодвинули решение транспортной проблемы на неопределенное время. В очередной раз к идее строительства метро вернулись в 1924 году, когда Управлению московских городских железных дорог (МГЖД) было поручено «проектирование метрополитена с производством первоочередных натурных изысканий». В Управлении был создан специальный подотдел метрополитена. С 1925 по 1930 год там был разработан проект сети метрополитена из четырех диаметральных и одной кольцевой пиний общей протяженностью около 50 километров. В рамках работы над этим проектом впервые в Москве были проведены серьезные геологические изыскания, предшествующие всякому подземному строительству. Стало ясно, что метростроители столкнутся в Москве с невиданными сложностями.

К началу 30-х годов в Москве, достигшей к тому времени числинности населения в четыре миллиона человек, сложилась критическая ситуация - трамвайная сеть уже не справлялась со все возрастающими пассажирскими перевозками. Никого в те годы не удивляли бесконечные трамвайные пробки. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), посвященному реконструкции и дальнейшему развитию городов страны было принято постановление, в которое вошло и решение «немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 году уже начать строительство метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок».

Главным вдохновителем и организатором строительства Московского метрополитена назначили лидера московской партийной организации ВКП(б), большевика Лазаря Моисеевича Кагановича. Начальником и главным инженером Московского метростроя был назначен Павел Павлович Ротерт, незадолго до этого руководивший строительством ДнепроГЭСа - гидроэлектростанции на реке Днепр, гордости и надежды Страны Советов.

03.12.2008

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ НЕДОВЕРИЯ
    Принцип «нет оснований не доверять» свидетелю традиционно жестко критикуется юридическим сообществом. Возникло такое отношение не на пустом месте. Многолетняя практика, когда, например, показания свидетеля...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ НЕ ТАК ПРИЗНАЛСЯ
    Постулат: «признание – царица доказательств» и механизм сделки со следствием проявились лишь в российском праве. Советская правовая система не совсем понимала, что значит договариваться с преступником...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Евгений Юрьев. Советник Президента Российской Федерации. Евгений Юрьев. Советник Президента Российской Федерации.
    В том, что начинать нужно с «себя» уверен и Советник Президента РФ Евгений Юрьев. «Если сама власть будет попирать закон, то общество его тем более не будет уважать», - отметил Юрьев. Но помимо «копания...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...