УРОКИ ИЗОЛЯЦИИ: КАК НЕЛЬСОН МАНДЕЛА СМОГ ОСТАВАТЬСЯ В ФОРМЕ
Бывший южноафриканский президент и лауреат Нобелевской премии мира провел в тюрьме 27 лет, из которых 18 – в одиночной сырой камере площадью 2,1 кв. метров. И он не переставал тренироваться.
Распространение Covid-19 заставило миллионы людей по всему миру ограничиться своими домами и отказаться от занятий на открытом воздухе. Когда у вас большой дом и сад, ситуация управляема, но что, если вы живете в тесных домах или крошечных квартирах? Можем ли мы избежать выхода на улицу во время заключения? Гэвин Эванс1 изучил, как бывшему боксеру и иконе освободительной борьбы в Южной Африке Нельсону Манделе удавалось оставаться в форме, находясь в крошечной камере тюрьмы на острове Роббен.
15 февраля 1990 года. Нельсон Мандела просыпается, как обычно, в 5 часов утра и начинает свою часовую программу упражнений. Разница на этот раз в том, что вместо тюремной камеры его тренажерный зал представляет собой комнату в его доме, в «спичечной коробке» – так называемого из-за его небольшого размера, расположенного по адресу 8115, улица Вилакази, Соуэто. А вскоре он будет осажден журналистами, сторонниками, дипломатами и членами своей семьи, которые придут поприветствовать его после его освобождения из тюрьмы, которое произошло четыре дня назад.
Спустя несколько часов я беру у него интервью и спрашиваю, чем он намерен заняться. Его ответы ясны и кратки, а я слишком нервничаю, чтобы вдаваться в подробности. Но ближе к концу я задаю ему вопрос о боксе, и его сдержанное поведение внезапно меняется. Сияющий от радости, он начинает рассказывать о своих любимых боксерах и о том, как он следил за новостями об этом виде спорта, находясь в тюрьме.
Мандела начал заниматься боксом, когда учился в университете Форт-Хэр. Более серьезно он стал тренироваться в годы учебы, работы и борьбы в Йоханнесбурге в 1940-х и 1950-х годах, хотя и не пошел так далеко, чтобы участвовать в соревнованиях. Спустя десятилетия он скромно оценивал свой уровень: «Я никогда не был исключительным боксером», – написал он в своей автобиографии «Долгая дорога к свободе».
«Я был в супертяжелом дивизионе, и у меня не было ни достаточной мощности, чтобы компенсировать недостаток скорости, ни скорости, чтобы компенсировать недостаток мощности».
Он особенно ценил строгое соблюдение тренировок – стандартную процедуру, периодически нарушаемую арестами и требованиями «борьбы». Он писал: «Я вымещал свой гнев и свое разочарование на боксерской груше, а не нападал на товарища или даже на полицейского».
Прибегнуть к тренировке
Мандела считал эту стандартную процедуру ключом к своему физическому здоровью и душевному спокойствию. «Упражнения снимают напряжение, а напряжение – враг спокойствия. Я обнаружил, что лучше работаю и четко думаю, когда нахожусь в хорошей физической форме, и поэтому я непреклонно соблюдал дисциплину тренировок всю свою жизнь».
Четыре раза в неделю он бегал и три вечера в неделю тренировался в боксерском спортзале в Соуэто – его способ затеряться «в чем-то, что не было борьбой». Он говорил, что просыпался на следующее утро, чувствуя себя свежее, «умственно и физически легче», и «готовым вернуться к борьбе».
С 1960 года Мандела начал организовывать подпольную деятельность военного крыла Африканского национального конгресса «Умконто ве сизве» («Копье нации»), путешествуя по всей стране под видом водителя и отправляясь за границу, чтобы получить поддержку, соответственно его занятия спортом стали нерегулярными. «Черный первоцвет», как его прозвали по аналогии с героем британского романа «плаща и шпаги» «Красный первоцвет», был арестован в 1962 году, как стало известно позднее, по наводке ЦРУ и полиции апартеида, и провел следующие 27 с половиной лет в заключении, из которых 18 лет в тюрьме на острове Роббен.
Жизнь за решеткой
Когда Мандела прибыл на остров Роббен, тюремный охранник засмеялся: «Добро пожаловать на остров. Это место, где ты умрешь». Труднее всего было привыкнуть к однообразию тюремной жизни. Как он сам сформулировал, «жизнь в тюрьме – это настоящая рутина: каждый день идентичен предыдущему, каждая неделя также, так что месяцы и годы сливаются друг с другом».
Ежедневное однообразие для узника № 46664 состояло из изнурительного ручного труда: он включал в себя работу в карьере по добыче известняка с использованием тяжелых молотков, чтобы разбивать камни в гравий. Работа была тяжелой, но Мандела не отказался и от своих физических упражнений, к которым привык в предыдущие годы. Теперь ритуал начинался в 5 утра не в пропитанном потом боксерском зале в Соуэто, а в сырой камере площадью 2,1 кв. метров. «Я пытался следовать своей старой практике бокса: бег и силовые тренировки», – говорил он.
Он начинал с бега на месте в течение 45 минут, затем делал 100 отжиманий на пальцах, 200 упражнений для развития брюшного пресса, 50 глубоких приседаний и другие гимнастические упражнения, усвоенные им во время тренировок в спортивном зале.
Мандела выполнял все эти упражнения с понедельника по четверг, а затем три дня отдыхал. Этого ритма он придерживался даже во время своего многолетнего пребывания в условиях полной изоляции.
Победить туберкулез
В 1988 году, в возрасте 70 лет, он заболел туберкулезом, который усугублялся сыростью в его камере. В больницу его доставили с сильным кашлем с кровью. Переведенный в дом, предназначенный для проживания тюремного надзирателя, в тюрьме «Виктор Верстер», недалеко от города Паарл, он тут же вновь начал заниматься по своей программе, несколько усеченной, но куда было добавлено плавание в бассейне.
Вместе с другими политзаключенными он был освобожден из тюрьмы 11 февраля 1990 года, через 9 дней после отмены запрета деятельности Африканского национального конгресса и других освободительных движений. А затем его избрали первым президентом демократической Южной Африки, должность, которую он занимал с 1994 по 1999 год.
Естественно, когда ему исполнилось 80 лет, он сократил свою программу тренировок, но полностью никогда от нее не отказывался. Нельсон Мандела умер 5 декабря 2013 года в возрасте 95 лет от респираторной инфекции.
Мандела считал, что привычка заниматься спортом на протяжении всей его жизни помогла ему выжить и выйти из тюрьмы, быть готовым ко всем ожидавшим его испытаниям. «В тюрьме было абсолютно необходимо иметь отдушину для всех моих разочарований», – как-то заявил он. Эти слова, без сомнения, будут говорить себе все те, кто сегодня, из-за эпидемии Covid-19, вынуждены столкнуться с месяцами изоляции в стесненных условиях…
Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО
На фото: Н. Мандела (август 2010); Н. Мандела в 1997 году с чемпионами мира по боксу Марвином Хаглером (справа) и Роберто Дураном (слева); камера Н. Манделы в тюрьме на острове Роббен.
1 - Гэвин Эванс – преподаватель кафедры культуры и СМИ Лондонского университета.
14.04.2020
TheConservation

Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
НEДОЛИБЕРАЛИЗИРОВАЛИ?
Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
ТРУДОВОЙ ПЕРЕКОС
СУД, У НАС ОТМЕНА!
АНТИДЕМОГРАФИЧСКИЕ СНТ
НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
ФПА РФ приглашает пройти опрос о роли адвоката в урегулировании корпоративного конфликта
КАК ЖИВЕТСЯ В ТЮРЬМЕ «ЭЛЬ ЧАПО», САМОМУ ОПАСНОМУ НАРКОБАРОНУ СОВРЕМЕННОСТИ
Гасану Борисовичу Мирзоеву – 75 лет. С юбилеем, мэтр! 
Комментарии