2 ИЮЛЯ 1816 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА «МЕДУЗА» СЕЛА НА МЕЛЬ У ПОБЕРЕЖЬЯ СЕНЕГАЛА

2 ИЮЛЯ 1816 ГОДА: ДЕНЬ, КОГДА «МЕДУЗА» СЕЛА НА МЕЛЬ У ПОБЕРЕЖЬЯ СЕНЕГАЛА

Из 152 моряков и пассажиров, которые попытаются спастись на спешно построенном плоту, только 10 человек переживут страшное плавание.

Кто знает точную историю создания картины «Плот „Медузы“», написанной художником Теодором Жерико в 1819 году? Вот она. «Медуза» – это название фрегата, командование которым возложено на бывшего эмигранта Юга Дюруа де Шомарей, который не выходил в море 25 лет. В средине июня фрегат покидает остров Экс, чтобы доставить в Сенегал, только что отбитый у британцев, новую колониальную администрацию. Фрегат сопровождают еще два корабля. Помимо экипажа, на «Медузе» есть ученые, официальные лица, колонисты, много солдат, а также бывшие каторжники, освобожденные при условии, что они осядут в Сенегале.

Перед тем как отплыть, власти много раз объясняют капитану, что, прежде чем прибыть в Дакар, он должен вести корабль подальше от берега. Но нет, этот старый имбецил-эмигрант делает все, что ему заблагорассудится. Не слушая своих офицеров, он направляется прямо к берегу и 2 июля 1816 года, в 15:15, сажает «Медузу» на мель в 50 километрах от суши. Географ и инженер Александр Корреар, находящийся на борту, рассказывает: «Эта авария вызвала на фрегате настоящий ужас. (…) Казалось, ужасная Горгона,1 имя которой носил корабль, появилась перед нами».

«Машина»
После безуспешных попыток снять корабль с мели было решено покинуть его рано утром 5 июля. Вода уже затопляет трюмы. Шесть спасательных шлюпок слишком малы, чтобы вместить четыреста моряков и пассажиров, поэтому из мачт и рей спешно сооружается плот. Посадка на шлюпки и плот осуществляется в неописуемом беспорядке. Пьяный капитан Дюруа де Шомарей в полной прострации. В панике на плот забывают погрузить ящики со специально заготовленными для подобного случая галетами. А вот о бочках с вином не забывают.

На плоту размещаются 122 солдата и офицера, 29 матросов и пассажиров и одна буфетчица. Плот, который называют «Машиной», загружен настолько, что его накрывает вода. Это заставляет потерпевших кораблекрушение стоять, плотно прижимаясь друг к другу. За исключением инженера Корреара, который отказывается бросить своих рабочих, и двух или трех офицеров, все остальные офицеры садятся в шлюпки.

Душераздирающие прощания
Будущий губернатор Сенегала, его жена и дочь с горсткой офицеров монополизируют самую большую лодку. Офицеры с саблями в руках отталкивают несчастных, желающих тоже попасть на борт. В общем, 17 человек остаются на обломках «Медузы». Три лодки пришвартовываются к «Машине», чтобы дотащить плот до недалекого берега. Но плот дрейфует и тащит шлюпки за собой в море. Неожиданно офицеры перерезают веревки, соединяющие шлюпки с плотом, не обращая никакого внимания на скопившихся на плоту людей. Одни кричат от отчаяния, другие угрожают… Плот оказывается один-одинешенек среди океана. Ни якоря, ни компаса, ни карты. Из подручных средств делается какое-то подобие паруса. Всем хочется есть. Вскоре съедаются последние, случайно прихваченные кем-то, галеты. На борту остается только вино.

С наступлением темноты на море начинается сильный шторм. С неба на несчастных обрушиваются потоки воды. Адская ночь. Потерпевшие кораблекрушение отчаянно цепляются за хрупкое плавсредство, чтобы их не смыло волнами. Наступает утро. Зрелище пугающее. Десяток мужчин, чьи ноги застряли между балками плота, погибли, захлебнувшись. Некоторых унесло в море, но они самые счастливые, поскольку им уже не придется пережить надвигающийся ад. Чтобы избежать дальнейших страданий, пекарь и двое юнг, после душераздирающих прощаний, бросаются в море, чтобы покончить с собой.

К счастью, шторм прекращается и хороший день внушает надежду. Но наступает вечер, а на горизонте по-прежнему не видно ни одного паруса. Вновь начинается шторм. Горы воды перекатываются через сгрудившихся в центре плота пассажиров. Многих уносит море, и они исчезают навсегда.

Трупы, «порезанные на куски»
Видя, что наступает их последний час, несколько солдат и моряков решают напиться в последний раз и опорожняют бочки с вином. Некоторые так напиваются, что ускоряют свой конец, разрушая и без того хрупкий плот. Один огромный азиат хватает топор, чтобы перерубить веревки, соединяющие балки. Те, кто не пил, начинают сражаться с хулиганами-алкашами. Всю ночь идет настоящая битва. Акулы, кружащие вокруг плота, хватают мертвых, падающих в воду. Бунтовщики бросают в волны буфетчицу и ее мужа. Другие их вылавливают. После небольшого перемирия битва возобновляется с новой силой.

К утру из-за жуткого шторма в морских волнах исчезают еще 64 потерпевших кораблекрушение. Ну хоть для оставшихся больше места. Остается три бочки вина, но взбешенные люди две из них бросают в воду. А есть вообще больше нечего, если только… Если только не чудное красное мясо трупов. Предоставим слово Корреару: «Несчастные, которых смерть пощадила в ту ужасную ночь, бросились на трупы, которыми был покрыт плот, разрезали их на куски, а некоторые даже стали тут же их есть».

Насытившись, потерпевшие кораблекрушение отрезают еще кусочки, чтобы вялить их на солнце. Некоторые, тем не менее, отказываются прикасаться к этому восхитительному блюду, предпочитая жевать ножны сабель, белье и даже шляпы. Один моряк пытается проглотить свои же экскременты, но испытывает такое отвращение, что вынужден отказаться.

Жуткий способ
Третья ночь. Впервые море не штормит. Но на борту плота у некоторых начинает ехать крыша. Один мужчина прыгает в воду, крича: «Не бойтесь, я отправляюсь за помощью, скоро вы меня вновь увидите». Другой хватает саблю и наскакивает на товарища по несчастью, требуя у него куриное крылышко и хлеб. Наступает четвертый рассвет. Еще десять человек отправились в мир иной. Девять тел бросают в воду, четвертое служит завтраком. Ночью на плот вдруг падает летучая рыба. С помощью оставшегося небольшого количества пороха устаивается небольшое барбекю… Гурманы пользуются огнем, чтобы приготовить стейк на гриле.

Однако наступающая ночь вновь полна ужаса. Солдаты пытаются расправиться кое с кем из своих товарищей. На рассвете пятого дня остается только тридцать человек. Каждый четвертый! Шестой и седьмой дни проходят под палящим солнцем, а на горизонте по-прежнему не видно никакой помощи. Двух солдат застают за кражей вина из бочки. Их тут же бросают в волны! Уж там-то они могут напиться вдоволь.

Последняя бочка вина почти пуста. Те, кто находятся в лучшем физическом состоянии, задаются вопросом, действительно ли необходимо продолжать делить остаток вина с самыми слабыми, которые, похоже, скоро умрут. Конечно, нет, не надо! С десяток умирающих выбрасывают за борт. «Трое матросов и солдат подверглись этой жестокой казни; мы отвернулись и пролили кровавые слезы над судьбой этих несчастных. Среди них, – отмечает Корреар, – были и несчастная буфетчица и ее муж. Но этот жуткий способ спас пятнадцать оставшихся». А никакой помощи по-прежнему не видно.

Спасенные случайно
На десятый день акулы, привлеченные гнилостным запахом, окружают плот. Выжившие больше не могут рассчитывать даже на человеческое мясо, которое перестает быть съедобным. Некоторые начинают пить собственную мочу, предварительно охладив ее в маленьких кружках.

На двенадцатый день на горизонте появляется какой-то корабль, который тут же исчезает, не заметив потерпевших кораблекрушение. На следующий день, наконец, приходит спасение! Бриг идет прямо к плоту. Это «Аргус», один из кораблей, пришедших сюда вместе с «Медузой». Эта встреча происходит совершенно случайно, потому что в Дакаре все давно уже считают, что плот вместе с пассажирами покоится на дне морском. «Аргус» же просто плывет на поиски обломков «Медузы», чтобы забрать 90 000 забытых там франков. Пятнадцать выживших поднимаются на борт «Аргуса». Все они в плачевном состоянии. Пятеро из них умирают от истощения через несколько дней после прибытия в Сен-Луи.

Военный совет
В течение долгого времени прибывают другие спасшиеся с «Медузы». Лодке с капитаном вообще удается добраться до берега за четыре дня. Что касается остальных спасательных шлюпок, то они сели на мель, в результате чего их пассажиры вынуждены совершить утомительный двухнедельный марш, стоивший жизни нескольким человекам.

А что стало с теми семнадцатью несчастными, которых бросили на фрегате? Двое из них погибли прямо на борту, а двенадцать утонули при попытке добраться до берега на плоту. В общем, «Аргус» находит на борту затонувшего корабля только трех человек, почти мертвых, которым удалось пережить 52-дневное ожидание спасения.

Вернувшись во Францию, капитан Шомарей предстал перед военным советом, который его разжаловал и приговорили к трем годам тюремного заключения. Недорого же он заплатил за столько страданий, которые пришлось пережить бывшим на «Медузе» людям.

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: Теодор Жерико, «Плот „Медузы“» (1819).

 

1 - Горгона Медуза – наиболее известная из трех сестер горгон, чудовище с женским лицом и змеями вместо волос. Ее взгляд обращал человека в камень. Была убита Персеем. Свое имя морская медуза получила из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной горгоны Медузы из греческой мифологии.

02.07.2021

Фредерик ЛЕВИНО, Гвендолина ДОС САНТОС Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое