КТО ЖЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СМЕРТЬ ИИСУСА?

КТО ЖЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СМЕРТЬ ИИСУСА?

Вопреки утверждениям Евангелий, не евреи осудили Христа, а римлянин Понтий Пилат. Чтобы спасти свою карьеру.

Обнаженный мужчина висит на кресте, его лицо истерзано страданиями: Иисус на кресте, ужасное зрелище, ставшее символом христианства. Рассказывая о христианах, римский историк Тацит в 120 году н. э. напишет: «Виновник этого названия Христос был казнен в царствование Тиберия прокуратором Понтием Пилатом...». Почему же это произошло с Назарянином, проповедовавшим любовь к ближнему? Кто его на самом деле осудил? И почему?

Должны ли мы удовлетвориться тезисом еврейского историка Иосифа Флавия, по которому ответственные лица – «первые среди нас», то есть еврейские власти? Очень быстро первые христианские общины усомнились в ответственности иудеев, а затем и еврейского народа в целом. Но почти две тысячи лет это обвинение будет осложнять отношения между христианами и народом Моисея. Евреи станут теми, кто «убил Христа», что и будет оправдывать все христианские зверства в отношении них до тех пор, пока II Ватиканский Собор не пересмотрит это богословское учение и не покается публично.

Что мы знаем сегодня о процессе и смерти Иисуса? Начиная с I века, эта часть его жизни является предметом сначала одного, а затем нескольких устных неточных рассказов, характерных для того времени, которые будут приняты каноническими Евангелиями, и даже некоторыми апокрифическими евангелиями, такими как Евангелие от Петра (II век)1, от которого сохранился лишь фрагмент, посвященный Страстям и Воскресению. От ареста Иисуса до обнаружения его открытой могилы Евангелия будут придерживаться той же исторической основы, связывая последнюю трапезу Иисуса с его учениками, бдение в Елеонском саду, суд и распятие.

Казнь, применяемая в отношении преступников
Сценарий, по которому каждый будет варьировать согласно своим традициям и своей христологии. Матфей – единственный, кто рассказывает о переговорах между предателем Иудой и первосвященниками, а также о вмешательстве жены Понтия Пилата, просившей, чтобы ее муж не вмешивался в это дело. Он же освещает и подробности открытия могилы. Лука, со своей стороны, рассказывает о появлении Иисуса перед царем Иродом Антипой (об этом эпизоде больше не говорит никто) и рассказывает историю о добром разбойнике, которую другие евангелисты игнорируют.

Он также единственный, кто повествует о последней молитве Иисуса и покаянии толпы. Иоанн, посвятивший этому событию не менее пяти глав, упоминает только об одном процессе, который вел Пилат, хотя он и упоминает о ночном вызове Иисуса к первосвященникам. Кто же прав?

В целом историки и ученые соглашаются, что суть истории верна. Крест действительно предназначался для разбойников и мятежников и был особенно печально известным наказанием. Поклонение богу, умершему в результате таких пыток, было настоящим скандалом для людей в эпоху Античности: поэтому у них не было никаких причин что-либо выдумывать.

Вмешательство первосвященника
Отсюда, когда необходимо проанализировать историческую достоверность различных эпизодов, текущие исторические исследования часто приводят доводы Иоанна, текст которого, тем не менее, считается менее старым, чем три других канонических евангелия, то есть признанных Церковью. Таким образом, возможность официального «еврейского» суда кажется маловероятной.

Иисуса арестовывают ночью, когда он предается размышлениям в Елеонском саду, в Гефсимании. Это большая территория за пределами Иерусалима, в которой собираются паломники, приезжающие на Пасху, праздник, знаменующий уход евреев из Египта и привлекающий тысячи людей со всей Палестины.

Согласно различным версиям, его немедленно доставляют к Каиафе, который на тот момент председательствует в Синедрионе, являющимся высшей еврейской юрисдикцией, отвечающей за религиозные дела, или к Анне, его тестю, бывшему, но все еще очень влиятельному, первосвященнику. Однако, за исключением нарушения какого-либо важного религиозного запрета, еврейский суд не мог провести официальное заседание в ночное время, особенно когда начался праздник Пасхи.

Этот запрет также делает недостоверной дату смерти Иисуса, указанную Марком, Лукой и Матфеем, которые утверждают, что Тайная вечеря, последняя трапеза Иисуса с его учениками, состоялась 14 нисана, в четверг, и что на следующий день он был распят. Но 15-го нисана – это день Пасхи, узников в этот день не казнят. Иоанн, со своей стороны, говорит, что смерть Христа произошла за день до этого, то есть 14-го нисана.
Другая причина, которая сводит на нет принцип «еврейского» суда: с тех пор, как римляне взяли под свой контроль Иудею, религиозные власти больше не имеют «права меча», то есть осуждать на смерть и приводить в исполнение приговоры. Поэтому Синедрион не мог осудить Иисуса. Более того, в Евангелии от Иоанна (18:31), когда Пилат говорит евреям: «Заберите Его и судите по своим законам!» Его собеседники отвечают: «Твой закон не разрешает нам никого предавать смерти».

Однако несомненно то, что заговор против Иисуса был организован элитой иудейского общества, «первосвященниками, старейшинами и книжниками», согласно Марку (14,43-53; 15,1). Именно первосвященники Каиафа и его тесть Анна ведут игру и умело манипулируют римской властью и толпой.

Возмутитель спокойствия
В чем же они обвиняют Назарянина? Прежде всего в том, что он является нарушителем спокойствия, чего в то время было вполне достаточно, чтобы иметь желание его устранить. Иисус действительно беспокоит во многих отношениях. Во-первых, по своему отношению к Храму. Конечно, он часто посещает это великолепное здание, гордость Израиля; он даже проповедует в тени его колонн, но он не участвует в проводимых в нем жертвоприношениях. Он выступает против экономической системы, которую представляет Храм. Эпизод о «храмовых торговцах», рассказанный Марком (11, 15-17) и особенно Иоанном (2, 14-22), который вообще помещает его в начало своей истории, чтобы лучше подчеркнуть его важность, показывает, что Иисус в гневе переворачивает столы разменных касс и стулья продавцов горлиц, предназначенных для пожертвований.

Инцидент этот не мог быть очень серьезным, поскольку евангелисты не говорят о вмешательстве сил правопорядка, но он имел сильное символическое воздействие на людей, которые были поражены этим, а также на тех, кто руководил Храмом (Марк 11:18). Иисус уже раздражал их тем, что считал слишком гибкой трактовку закона, выдвигая идею о том, что не соблюдаются определенные условия в субботний день, а также посещая больных, прокаженных и женщин легкого поведения, то есть всех тех лиц, которые считались нечистыми и которых наиболее религиозные лица презирали и отвергали.

«Я разрушу Святилище»
Но прежде всего Назарянин угрожает основам еврейского общества, предсказывая разрушение Святилища, этого храма, только что восстановленного Иродом и воплощающего самобытность Израиля. Марк рассказывает (13, 1, 2): «И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне».

Эти слова, преувеличенные и искаженные, будут поставлены ему в вину во время его противостояния с Каиафой, в ночь его ареста. Свидетели говорят, что слышали, как он сказал: «Я снесу этот храм рукотворный, и в три дня выстрою другой, нерукотворный» (Марк, 14,58). Конечно, и другие пророки говорили то же самое до него, начиная с Иеремии (26, 6-18). И они также дорого заплатили за свои слова…

Однако это не единственный упрек в адрес Иисуса: как он смеет заявлять о своей близости к Богу, «своему отцу»? «Ты ли Христос, Сын Благословенного Бога?» – спрашивает Каиафа (Марк 14,61). Иисус отвечает: «Да. И вы увидите Сына Человеческого, сидящего справа от Всемогущего и грядущего в облаках небесных». Первосвященник в бешенстве кричит о богохульстве: «Вы слышали богохульство. Что вы думаете об этом? И они все сказали, что Он виновен и должен быть предан смерти», – рассказывает далее Марк (14,64).

Из-за карьеры госслужащего
Для Понтия Пилата ставка другая: главная забота этого римского чиновника – избежать беспорядков. Он знает гордых евреев, которые быстро восстают, если их закон нарушается; сам он уже совершил немало ошибок, которые привели к беспорядкам. Даже если евангелисты и представляют его едва ли верящим в Иисуса-подстрекателя, он обвиняет его как «царя иудейского», угрозу власти Цезаря. И кому какое дело, что тому нет доказательств!

Иисус – не римский гражданин, а местный житель, соответственно судить его Пилат не может, это было бы незаконно. И Пилат «умывает руки». Но и осуждение, и сама казнь проходят по римским обычаям, а не по еврейским. Евреи практиковали побивание камнями, в то время как распятие на кресте – это обычная практика у римлян, особенно в период беспорядков. Например, после смерти Иисуса, в 70-е годы, во время осады Иерусалима, Тит, сын императора Веспасиана, без колебаний распинает около 500 евреев каждый день.

Поэтому трудно отрицать ответственность Понтия Пилата за смерть Иисуса. А вот евангелисты, как раз наоборот, они явно обвиняют евреев и не винят римлян. Так, Матфей рассказывает, что что Пилат пытался обменять Иисуса на мятежника Варавву (Матфей 27,16-17), демонстрируя тем самым человеколюбие. Но об этом его «человеколюбии» история не сохранила никаких следов, наоборот, этот римлянин имел репутацию негодяя, жестокого и продажного человека. Хотели ли таким образом первые христиане избежать дальнейшего отчуждения от враждебной им римской власти, что привело бы к жестоким гонениям?

Перевод
Александра ПАРХОМЕНКО

На фото: «Иисус на кресте» (Эль Греко); Понтий Пилат умывает руки (деталь «Маэста» – алтарного образа, созданного по заказу города Сиена художником Дуччо ди Буонинсенья).

 

 1-  Евангелие от Петра – один из новозаветных апокрифов. Существовало в первые века христианства, но было отвергнуто церковью.

12.01.2021

Катрин ГОЛЛИО Le Point

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Записей нет
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • ГРАДУС АГРЕССИИ ГРАДУС АГРЕССИИ
    Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Адвокат: «Закон - не книга о футболе» (ТРЕЙЛЕР - 2012) Адвокат: «Закон - не книга о футболе» (ТРЕЙЛЕР - 2012)
    http://www.2011.zakonia.ru Книга Рубена Маркарьяна «Закон и Я: год 2011» - это годовая подборка еженедельных интернет-заметок главного редактора Электронного...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...