Спасти рядового учителя

Спасти рядового учителя

В Госдуме приступили к работе над законопроектом о статусе педагога. По мнению зампредседателя комитета ГД по образованию и науке Любови Духаниной, документ должен закрепить высокий статус учителя. Инициатором законопроекта выступил главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. На этой неделе будет запущена онлайн-платформа, которая будет принимать предложения от учителей, родителей учащихся и экспертов, к обсуждению подключат и профсоюз работников образования. О необходимости  сделать профессию педагога статусной и престижной в своем послании Федеральному собранию говорил президент РФ Владимир Путин. Причина: многочисленные, многолетние просьбы учителей: помогите, мы бесправны и беззащитны.

Право сильного

В последнее время создается ощущение, что в школе объявлен конкурс: кто больнее пнёт учителя. Или язвительными замечаниями детей из «приличных» семей, или реально кулаками учеников из неблагополучных. Не упускают случая продемонстрировать своё «право сильного» и родители, защищая «обиженных деток». На слуху из недавнего: разбитое лицо и сотрясение мозга московской учительницы от рук 15-летнего ученика, удары ногами и руками, доставшиеся преподавателю из Белгорода, который попытался вывести из класса другое великовозрастное дитя.  В том же городе за замечание на перемене молодой педагог получил удар в лицо. Что поражает при этом: чиновники от образования встают на защиту детей и родителей, но не педагогов. В первом случае пришлось уволиться директору школы, во втором – ограничились дисциплинарным взысканием. Учителю, не ученику. А в третьем педагог все же получил извинения от родителей подростка. Хорошо, что хоть его не наказали.

Законодательный перекос

Проблема в том, говорят эксперты, что действующее законодательство имеет много рычагов давления на учителя, но ни одного для воздействия на ученика. Исключить ребёнка из школы практически невозможно, спецшкол для трудных подростков больше нет, по возрастным критериям они не подпадают под статьи Уголовного и Административного кодекса. Учитель не имеет право повысить голос, выставить хулигана из класса, всё, что он может – написать докладную для дальнейшего обращения в соответствующие органы. Но в подавляющем большинстве случаев им говорят: терпите, те, кто идут работать по призванию – не жалуются. Чтобы исправить ситуацию, главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов и направил в профильный комитет Госдумы предложение разработать закон об особом статусе педагога, который защитил бы права учителей при исполнении своих обязанностей. Возможно, депутаты возьмут за основу опыт Казахстана, где в аналогичном законе прописан штраф за оскорбление учителя, а за повторные нарушения – административный арест. В российском варианте также планируется предусмотреть не только санкции, но и инструменты профессионального развития и карьерного роста, различные меры поддержки учителей.

Действительно ли надо защищать учителей, помогут ли эти меры без возвращения тех же коррекционных классов или школ для педагогически запущенных детей и серьезного повышения оплаты труда педагогов? Что необходимо сделать, чтобы закон не стал декларацией, а звание учитель звучало гордо? 

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

 

Ирина Ильичёва
Директор школы № 1409

 

В выстроенной системе взаимоуважения в школе конфликтов практически не бывает

Вопрос защиты учителя от агрессии, закрепление его высокого статуса давно назрел, является своевременным и нужным. Но у этой проблемы есть другой аспект, который к законодательным и нормативным актам не относится, лежит в другой плоскости. Он направлен на предотвращение конфликтов. Во взросло-детской общности, которая существует в учебном заведении, необходимы правильно выстроенные отношения между учениками, учителями и родителями. В школах, в которых отлажена система взаимоуважения всех участников образовательного процесса, сама среда не даёт развиваться конфликтам.

Предлагаемый рядом экспертов отказ от сложных учеников и перевод в подобие коррекционных классов абсолютно неприемлем. Если мы отказываемся от учеников, значит, мы уже просто не педагоги. Хотим мы или не хотим, но к каждому ученику необходимо найти индивидуальный подход, и по-другому быть не может. Но никто из учителей не может подстраховаться и быть уверенным в том, что с ним конфликтной ситуации не произойдет. Поэтому и должны быть отлажены юридические рычаги воздействия на ту или иную ситуацию, которых на сегодняшний момент нет.  Большинство педагогов считает, что законодательную инициативу, которая предложена и разрабатывается, необходимо поддержать. Более того, исходит она именно от педагогов.    

 

Виктор Болотов
Научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ. Экс-руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), экс-заместитель министра образования РФ

 

Необходимо прописать четкий механизм разбора конфликтных ситуаций в школе

Дискуссии о статусе учителя ведутся не один год. Инициатива «Учительской газеты» направлена в первую очередь на защиту учителя от агрессии со стороны учеников. Надо понимать, что прямыми запретами ничего не исправишь. Необходимо прописывать механизмы по разбору конфликтных ситуаций. Их, к сожалению, становится все больше и больше. Они должны разрешаться в рамках школьного самоуправления в специально созданных  комиссиях по этическому и административному разбору конфликтов, в которые бы входили и учителя, и родители, и старшие школьники. Причем, необходимо рассматривать мотивы и давать оценку всех участников. Ведь в ссоре виноваты две стороны и не только: родители тоже зачастую выступают зачинщиками конфликтных ситуаций. 
 
Увы, сейчас часто бывает, что директора по многим причинам бояться защищать учителя. В Белоруссии в конфликт учителя и ученика вступился даже президент. Он защитил учителя от несправедливых нападок. Но не в каждой стране и не в каждом случае конфликт будет разрешать первое лицо государства. Поэтому необходимо жестко прописать механизм рассмотрения конфликтов. 

 

06.02.2020

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Вопрос защиты учителя от агрессии, закрепление его высокого статуса давно назрел, является своевременным и нужным. Но у этой проблемы есть другой аспект, который к законодательным и нормативным актам не относится, лежит в другой плоскости. Он направлен на предотвращение конфликтов. Во взросло-детской общности, которая существует в учебном заведении, необходимы правильно выстроенные отношения между учениками, учителями и родителями. В школах, в которых отлажена система взаимоуважения всех участников образовательного процесса, сама среда не даёт развиваться конфликтам.

    Предлагаемый рядом экспертов отказ от сложных учеников и перевод в подобие коррекционных классов абсолютно неприемлем. Если мы отказываемся от учеников, значит, мы уже просто не педагоги. Хотим мы или не хотим, но к каждому ученику необходимо найти индивидуальный подход, и по-другому быть не может. Но никто из учителей не может подстраховаться и быть уверенным в том, что с ним конфликтной ситуации не произойдет. Поэтому и должны быть отлажены юридические рычаги воздействия на ту или иную ситуацию, которых на сегодняшний момент нет.  Большинство педагогов считает, что законодательную инициативу, которая предложена и разрабатывается, необходимо поддержать. Более того, исходит она именно от педагогов.    


    Дальше...
    Написал Ильичёва Ирина (Ирина Ильичёва) 07.02.2020 08:53
  • Дискуссии о статусе учителя ведутся не один год. Инициатива «Учительской газеты» направлена в первую очередь на защиту учителя от агрессии со стороны учеников. Надо понимать, что прямыми запретами ничего не исправишь. Необходимо прописывать механизмы по разбору конфликтных ситуаций. Их, к сожалению, становится все больше и больше. Они должны разрешаться в рамках школьного самоуправления в специально созданных  комиссиях по этическому и административному разбору конфликтов, в которые бы входили и учителя, и родители, и старшие школьники. Причем, необходимо рассматривать мотивы и давать оценку всех участников. Ведь в ссоре виноваты две стороны и не только: родители тоже зачастую выступают зачинщиками конфликтных ситуаций.

    Увы, сейчас часто бывает, что директора по многим причинам бояться защищать учителя. В Белоруссии в конфликт учителя и ученика вступился даже президент. Он защитил учителя от несправедливых нападок. Но не в каждой стране и не в каждом случае конфликт будет разрешать первое лицо государства. Поэтому необходимо жестко прописать механизм рассмотрения конфликтов. 


    Дальше...
    Написал Болотов Виктор (Виктор Болотов) 07.02.2020 08:45
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое