Вторая семья: исключение или норма?

В действующем российском законодательстве не предусмотрена ответственность за многожёнство. Правда, в Семейном кодексе есть статья 14 - «Обстоятельства, препятствующие заключению брака». В ней говорится о том, что в брак не могут вступать лица, « из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке». Однако никого нынче не удивляет ситуация, когда мужчина считает себя вправе иметь одновременно несколько семей в разных городах, а иногда и в одном. Причем порой «жены» знают о существовании друг друга.
Вопрос многоженства стал поводом для острых дискуссий в обществе. Некоторые депутаты даже планировали выйти с инициативой, чтобы узаконить данный институт. Они объясняют необходимость придания многоженству законного статуса плачевной демографической ситуацией. К тому же, согласно статистике, внебрачных детей за последние годы в стране родилось в два раза больше, чем в браке.
Как рассматривается институт многоженства в исламе и насколько его правовое существование сегодня применимо в нашей стране? Этот вопрос стал темой очередной встречи из цикла бесед главного редактора Электронного периодического издания «Закония» Рубена Маркарьяна с заместителем председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.
Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии для человека является моногамный брак, то есть брак с одной супругой. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом. Но такое исключение обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии (многоженству) и не считает ее обязательной .
«Основное условие в полигамном браке – одинаковое отношение ко всем женам, – объяснил Шамиль Аляутдинов. – Как-то раз, будучи в Иордании, я проезжал через одно селение и увидел два совершенно одинаковых, красивых, больших дома. Сразу было видно, что эти два дома означают две семьи одного человека. И неважно, что одна жена молодая, другая старше, одну он любит больше, другую, может быть, меньше. Внимание, опека, время, проведенное мужем с семьей, ее материальное обеспечение – все должно быть уделено обеим в равной степени, а это очень сложно».
По мусульманской традиции жених во время церемонии бракосочетания или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время обязан передать своей невесте махр – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха, выплачиваемый при заключении брака. «В Коране сказано: “Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара…” (Св. Коран, 4:4)», - цитировал Ш. Аляутдинов. Во многих исламских государствах сейчас, как и ранее, махр представляет собой значительную денежную сумму или дорогие ювелирные украшения. Это может быть и недвижимое имущество, которое переходит в полную собственность и распоряжение жены.
«У нас в России мусульманской культуры семьи нет даже в отношении к одной жене, что уж говорить о двух, - посетовал Шамиль-хазрат. - Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне. Либо, не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину мы почти превратили в мужчину. Поэтому так получилось, что ответственность за будущее семьи ложится на плечи современной женщины. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше ответит его запросам, или просто разведется с первой. При этом женщина уходит в дом своих родителей, оставшись порою без всякого имущества. В мусульманском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и защищены местным законодательством и традициями…».
По законам ислама бывшая жена при разводе даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останется. В современном же нам обществе грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди зачастую понимающе улыбаются, услышав, чьи-то слова о своей «второй семье».
« И все же, если говорить об узаконивании многоженства в России, то это должно ставиться в жесткие правовые рамки, чтобы не получилась из этого легализация института любовницы», - сказал в заключение беседы Шамиль Аляутдинов.
Редакция информационно-правового портала «Закония» спешит напомнить пользователям: вы можете принять участие в интерактивных беседах с заместителем Председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым. Интерактивная беседа - это неформальное живое общение в онлайн-режиме через интернет по видеосвязи двух пользователей, находящихся в разных точках земного шара.
ВНИМАНИЕ: 20 декабря 2009 года Шамиль Аляутдинов проведёт первую интерактивную беседу и ответит на любые интересующие Вас вопросы как религиозно-канонического, так и личного характера.
Впервые для удобства пользователей портала онлайн-приём проводится в выходной день: в воскресенье, в 20 часов. Записаться на интерактивную беседу можно здесь.
03.12.2009
Совет муфтиев России (СМР) и Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР)
Позднее
-
комментировать Адвокат Рубен Маркарьян встретился с воспитанниками Духовно-просветительского центра Армянской Апостольской Церкви
В Духовно-просветительском центре Армянской Апостольской Церкви «Айордеац Тун» состоялась Презентация книги адвоката, члена общестенного совета при Минюсте России, главного редактора ЭСМИ «Закония» Рубена Маркарьяна.
26.12.2012 -
комментировать С начала года в Иране казнили 140 осужденных
Подружка иранского футболиста, признанная виновной в том, что она убила первую жену этого спортсмена, была повешена в Иране. По подсчетам агентства Франс-пресс, основанном на публикациях в местных СМИ, это повешение стало как минимум 146 смертной казнью, приведенной в исполнение в Иране с начала 2010 года.
20.12.2010 -
комментировать Обряд обрезания стоил ребенку жизни, а хирургу карьеры
Кировский суд Казани приговорил к 1,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года хирурга поликлиники №19 Фагима Валиева. Кроме того, врач был лишен на этот срок права заниматься медицинской деятельностью.
23.11.2010 -
комментировать Генпрокуратура проверит монастырь на грехи
В Следственный комитет и Генпрокуратуру РФ поступила жалоба от воспитанников Свято-Боголюбского монастыря Владимирской области и их родителей. В заявлении говорится о жестоком обращении «святых» воспитателей со своими подопечными.
-
комментировать Два американских пастора осквернили священную книгу
В день памяти жертв теракта, произошедшего в Америке 11 сентября 2001 года, два пастора штата Теннеси сожгли несколько изданий священной книги "Коран".
13.09.2010 -
комментировать Откажется ли Франция от паранджи?
Сенат Франции оставил без изменений законопроект, запрещающий ношение одежды, полностью закрывающей лицо в общественных местах и на улице. 13-го июля 2010 года закон получил одобрение в нижней палате парламента.
09.09.2010 -
комментировать Шариатский суд в Петербурге никого не наказывает
Джамалиддин Махмутов, председатель мусульманской организации «Аль-Фатх», обратился к Дмитрию Медведеву с письмом.
06.08.2010 -
комментировать Шамиль Аляутдинов: О балансе материального и духовного
Для достижения успеха человеку нужно найти баланс между двумя составляющими – материальным и духовным. Как правильно выстроить такой баланс? И как распознать признаки его потерь?
19.01.2010 -
1 комментарий «Политика не повлияла на мой выбор». – Шамиль Аляутдинов вспоминает о юности
«Перестройка» конца 80-х – начала 90-х годов, смена российских президентов и правительств, информационные войны, «кооперативные» джинсы и первые бомжи – в таких условиях складывались жизненные установки тех, кому сегодня за тридцать. По мнению социологов, именно политическая обстановка в стране влияет на выбор, как сейчас говорят, «направления вектора» при самоопределении большей части молодежи. А что было в то время определяющим для одного из представителей новой волны исламских проповедников России, заместителя председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имама Московской Мемориальной мечети Шамиля Аляутдинова, который последние 18 лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия?
25.12.2009 -
1 комментарий Кто рисует картинку «плохого» ислама? – Взгляд Шамиля Аляутдинова
Российский ислам — это ислам, существующий в немусульманской среде. Не удивительно, к нему порой относятся с настороженностью, недоверием, а то и открытой враждебностью. Согласно опросам социологов, более 17 процентов россиян связывают угрозу стабильности общества с агрессивным исламом. Что заставляет людей так думать?
24.12.2009
Комментарии на форуме