Вторая семья: исключение или норма?

Вторая семья: исключение или норма?

В действующем российском законодательстве не предусмотрена ответственность за многожёнство. Правда, в Семейном кодексе есть статья 14 - «Обстоятельства, препятствующие заключению брака». В ней говорится о том, что в брак не могут вступать лица, « из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке». Однако никого нынче не удивляет ситуация, когда мужчина считает себя вправе иметь одновременно несколько семей в разных городах, а иногда и в одном. Причем порой «жены» знают о существовании друг друга.
Вопрос многоженства стал поводом для острых дискуссий в обществе. Некоторые депутаты даже планировали выйти с инициативой, чтобы узаконить данный институт. Они объясняют необходимость придания многоженству законного статуса плачевной демографической ситуацией. К тому же, согласно статистике, внебрачных детей за последние годы в стране родилось в два раза больше, чем в браке.
Как рассматривается институт многоженства в исламе и насколько его правовое существование сегодня применимо в нашей стране? Этот вопрос стал темой очередной встречи из цикла бесед главного редактора Электронного периодического издания «Закония» Рубена Маркарьяна с заместителем председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым.

Каноны исламского законодательства о браке исходят из того, что наиболее соответствующим религиозным представлениям о богобоязненности и благочестии для человека является моногамный брак, то есть брак с одной супругой. Наличие второй, третьей или четвертой жены – каноническое исключение, которое допускается исламским брачным правом. Но такое исключение обусловливается рядом возможных обстоятельств. Шариат не содержит призывов к полигамии (многоженству) и не считает ее обязательной .
«Основное условие в полигамном браке – одинаковое отношение ко всем женам, – объяснил Шамиль Аляутдинов. – Как-то раз, будучи в Иордании, я проезжал через одно селение и увидел два совершенно одинаковых, красивых, больших дома. Сразу было видно, что эти два дома означают две семьи одного человека. И неважно, что одна жена молодая, другая старше, одну он любит больше, другую, может быть, меньше. Внимание, опека, время, проведенное мужем с семьей, ее материальное обеспечение – все должно быть уделено обеим в равной степени, а это очень сложно».
По мусульманской традиции жених во время церемонии бракосочетания или через какое-то определенное (заранее оговоренное сторонами) время обязан передать своей невесте махр – ценный свадебный подарок, безвозмездный дар жениха, выплачиваемый при заключении брака. «В Коране сказано: “Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара…” (Св. Коран, 4:4)», - цитировал Ш. Аляутдинов. Во многих исламских государствах сейчас, как и ранее, махр представляет собой значительную денежную сумму или дорогие ювелирные украшения. Это может быть и недвижимое имущество, которое переходит в полную собственность и распоряжение жены.
«У нас в России мусульманской культуры семьи нет даже в отношении к одной жене, что уж говорить о двух, - посетовал Шамиль-хазрат. - Муж может спокойно позволять себе гулять на стороне. Либо, не заботясь о завтрашнем дне, спокойно лежать на диване, смотря телевизор, а жена будет работать. За советский период женщину мы почти превратили в мужчину. Поэтому так получилось, что ответственность за будущее семьи ложится на плечи современной женщины. Мужчине может что-то не понравиться в жене, и он решит найти вторую, которая, как он посчитает, больше ответит его запросам, или просто разведется с первой. При этом женщина уходит в дом своих родителей, оставшись порою без всякого имущества. В мусульманском мире такое явление редко, так как женщины знают свои права и защищены местным законодательством и традициями…».
По законам ислама бывшая жена при разводе даже в самом крайнем случае без материального достатка и жилья не останется. В современном же нам обществе грань между тем, чтобы иметь любовницу, и тем, чтобы иметь вторую жену, очень тонка. Люди зачастую понимающе улыбаются, услышав, чьи-то слова о своей «второй семье».
« И все же, если говорить об узаконивании многоженства в России, то это должно ставиться в жесткие правовые рамки, чтобы не получилась из этого легализация института любовницы», - сказал в заключение беседы Шамиль Аляутдинов.



Редакция информационно-правового портала «Закония» спешит напомнить пользователям: вы можете принять участие в интерактивных беседах с заместителем Председателя Духовного Управления мусульман Европейской части России, имамом Московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым. Интерактивная беседа - это неформальное живое общение в онлайн-режиме через интернет по видеосвязи двух пользователей, находящихся в разных точках земного шара.

ВНИМАНИЕ: 20 декабря 2009 года Шамиль Аляутдинов проведёт первую интерактивную беседу и ответит на любые интересующие Вас вопросы как религиозно-канонического, так и личного характера.
Впервые для удобства пользователей портала онлайн-приём проводится в выходной день: в воскресенье, в 20 часов. Записаться на интерактивную беседу можно здесь.


 

03.12.2009

Совет муфтиев России (СМР) и Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР)

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии на форуме

Позднее

Ранее

ТЕМА НЕДЕЛИ ЗАКРОМА РОДИНЫ
В первый же месяц 2021 года цены на продовольственные товары выросли на 7%, обогнав инфляцию – максимальный рост за последние пять лет. Правительство четыре месяца назад ввело заморозку цен на сахар и...

Популярное
Новое