ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ

Министерство просвещения подготовило и 4 мая разместило на портале проектов нормативных правовых актов проект приказа, которым устанавливается перечень учебников, допущенных к использованию в школах. Все они, согласно новому порядку формирования федерального перечня школьных учебников, прошли процедуру государственной экспертизы. На январском заседании Научно-методического совета по учебникам 95 новых книг были рекомендованы к внесению в список, всего же он состоит из более двух тысяч наименований. С учетом того, что федеральные государственные образовательные стандарты 3-го поколения вступят в силу уже 1 сентября 2022 года, у издательств, педагогов, родителей и учеников не так много времени, чтобы разобраться в новеллах.

Изменено и дополнено

Система просвещения и ее краеугольный камень – книги, учебники, пособия не могут оставаться в стороне от подчас стремительных перемен в жизни общества. Как пример: издательство «Просвещение» удалит упоминание международной правозащитной организации Amnesty International из учебника английского языка для 11-го класса после блокировки сайта организации Роскомнадзором за распространение ложной  информации о СВО. Особое внимание было уделено учебникам по истории: расширятся разделы по двум российским революциям, ВОв, появятся главы о распаде СССР, «лихих 90-х», воссоединении Крыма с Россией и др., и в целом  они станут более патриотичными. Учебник ОБЖ обогатится разделом «Финансовая грамотность», зато утратит раздел о воинской повинности. А в учебник по программированию включат информацию, как обезопасить личные данные, распознавать вирусные рассылки, обороняться от хакеров и интернет-мошенников. 

Разворот к себе

Ожидаются важные изменения в сфере образования и просвещения в целом. Депутаты Госдумы 12 апреля внесли на рассмотрение законопроект, исключающий из законодательства термин «образовательная услуга». Еще одна инициатива предполагает на федеральном уровне ограничить бюрократическую нагрузку на школьных учителей: Минпросу предложено разработать типовой перечень учебно-методической документации для педагогов, а также обозначить конкретные требования по отчетности. Также подготовлен проект федерального закона, отменяющего бакалавриат по ряду специальностей, в частности, инженеров, врачей и всех тех специалистов, которым нужны не только базовые, фундаментальные навыки, но и уникальные, практические. Эти и иные инициативы уже называют «началом конца западного эксперимента над российским образованием и разворотом к себе». Скорее всего, такой разворот потребует более серьезного пересмотра учебно-методической базы, начиная с учебников по родной речи и математики за 1 класс. А может, и возврата к советскому опыту в части концепции единого учебника по каждому школьному предмету, дискуссия о чем с особой интенсивностью развернулась не так давно. Или школьный учебник должен быть вариативным и преимущественно цифровым, ведь, будем честны, классический учебник проигрывает битву за внимание интернету и гаджетам, а помимо классических занятий популярны такие формы обучения, как фильмы, игры, приложения, видеолекции, экскурсии? Каким должен быть учебник будущего?

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

 

Михаил Кожевников
Президент группы компаний «Просвещение»

 

Учебник – это база знаний, а гаджеты – навигатор в мире информации

Роль педагога и учебника во все времена была чрезвычайно высока. Сейчас, в условиях скорости получения информации, все, что происходит с учителем, учебником и учеником – весьма динамично. Современный учитель должен очень быстро ориентироваться в новой и уже структурированной информации и оперативно донести детям позицию, которая является, во-первых, государственной (потому, что он сотрудник государственной системы образования), и, во-вторых, личностной – как гражданина и здравомыслящего человека. Неизменной во все времена остается основополагающая задача педагога – воспитывать человека и гражданина. 
Учебник в этой парадигме – база, краеугольный камень. Всю остальную навигацию в море знаний и информации ребенок ведет с помощью различных гаджетов при помощи взрослых или своих сверстников. Вопреки предположению, что в новых условиях роль учителя снижается, можно с уверенностью сказать, что его роль только возрастает. Он должен быть и авторитетом для ребенка, и, обладая уже указанными навыками быстрого сбора и структурирования информации, подавать ее ученику в государственно-личностном преломлении.
Необходимо понимать, что учебник – это не просто книга, монография и даже не научный труд, а учебно-методический комплекс, что гораздо сложнее иных пособий. В нем и дидактический материал, и упражнения, и контрольные задание на закрепление знаний и их оценку. К классической форме учебника сейчас подключаются цифровые ресурсы и методологические рекомендации учителям. Стройная концепция изложения предмета усиливается необходимыми заданиями, которые развивают практические навыки поиска, усвоения и использования знаний. С тем, чтобы ребенок понимал, зачем ему нужны эти знания и навыки, как они работают в реальной жизни. К тому же наблюдается, особенно сейчас, разворот в сторону участия учебников в формировании гражданской позиции юного члена общества. Эта функция учебников была некоторое время размыта, особенно в начале 2000-х годов. Поступательные ежегодные изменения содержательной части учебников возвращают эту важнейшую составляющую с точки зрения целей государственной политики в сфере образования и патриотического воспитания. Первый шаг закрепления во ФГОСах третьего поколения содержательного ядра предмета и способов его преподавания уже сделан. Новый стандарт вступит в силу уже 1 сентября нынешнего года.    

 

Лариса Шеина
Эксперт движения «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» по вопросам образования, Руководитель департамента образования Евразийского делового клуба

 

Базовое и вариативное образование – взаимодополняющие вещи

Не стоит противопоставлять базовое классическое образование и новые формы обучения, доступа к информации, подачи учебного материала. Это вещи не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Без базовых знаний по арифметике к высшей математике не перейти. Без базовых знаний нет качественных компетенций. Поэтому наличие их по каждому предмету у каждого учащегося – обязательно и обсуждению не подлежит. Все, что над этим – имеет полное право на вариативность. Более того, с учетом быстро развивающихся процессов в обществе, технологиях, информатизации, появлением новых видов деятельности и профессий, эта вариативность будет только нарастать. Как и навыки детей в получении информации, ее обработке и применении. И этому тоже надо учить.
Наиболее верный порог разграничения базы и вариативности находится на стыке общего и высшего образования. Если первое должно давать основополагающие знания и навыки работы с информацией, то второе – разнообразие тех самых вариаций. И прислушиваться тут необходимо в первую очередь к самим ученикам и их родителям, которые с самого начала определяют образовательную стратегию для ребенка. Но когда школьный порог перейден, молодые люди к этому периоду – вполне сформировавшиеся личности, которые уже видят для себя жизненные горизонты. У них в сообществе с родителями должно быть право выбора, какие именно знания и компетенции в той или иной сфере деятельности им необходимы для успешного жизненного развития. 

 

Ирина Ильичёва
Директор школы № 1409 города Москвы

 

Единые образовательные программы гарантируют качество знаний

Учителя, прошедшие разные этапы педагогической деятельности, помнят, как еще несколько лет назад было такое количество учебников, что дети, переезжая из одного города в другой, а порой просто из одного образовательного учреждения в другое, не могли продолжить изучение программы. На нынешнем этапе совершенно четко определены единые программы и учебники, по которым обучаются дети в различных регионах, городах и школах страны. Соответственно, переход стал беспроблемным. И это очень важно и для учителя, ведь школа должна гарантировать ребенку качественное образование. За счет единой программы такой базовый результат гарантирован. 
Дальше уже многое зависит  от таланта и способностей учителя. Ведь при подаче материала можно использовать максимальное количество дополнительной литературы, все возможные и доступные педагогу инструменты для достижения главного результата.
Таким образом, планка учебника обязательно должна присутствовать. В этом смысле особую благодарность хочется высказать группе компаний «Просвещение», так как все их учебники разрабатываются с непосредственным участием педагогического сообщества, родителей, учеников, неоднократно апробируются, обсуждаются экспертным советом и уже только после этого принимаются.     

 

Максим Бардин
Член Высшего совета Общероссийского движения «Сильная Россия», кандидат политических наук

 

Подход к оценке главных исторических событий в рамках школьной программы должен быть общегосударственным

Движением «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» был проведен мониторинг учебников истории старших классов, допущенных Министерством просвещения к использованию в школах. Как правило, это учебники со сложным фактологическим контентом, наличием оценочных суждений, большим авторским коллективом. В ходе мониторинга к ряду учебников возникли вопросы.
Не секрет, что какие школа закупит учебники, по таким и ведется обучение. То есть, охват в рамках даже одного образовательного учреждения достаточно широк, не говоря уже о том, что школ, закупивших те же учебные пособия в масштабах страны немало. И выходит, что страна одна, а школьников учат разным интерпретациям истории. В ряде случаев весьма спорным, а порой и вредным. Именно они вызвали вопросы, так как фактология ни в одном из десяти исследованных учебников нарушена не была, эпохи и даты исторических событий даны верно.
Дело в оценках. В первую очередь таких ключевых моментов, как Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, распад СССР и Варшавского договора. Сложилось впечатление, что авторские коллективы сами не определились с форматом подачи, например, Октябрьская революция – это народное восстание или политический переворот, гражданская война – закономерная борьба политических групп или историческая трагедия России?
Из всего количества предметных вопросов возник общий: а допустима ли такая вариативность подачи и оценок важнейших исторических событий России в учебниках общеобразовательной программы? Некоторые специалисты уверены, что ничего плохого в этом нет. Возможно и так, но, думается, в рамках дополнительной самостоятельной исследовательской работы ученика. Каждый волен искать информацию, тем более источников – великое множество. Пожалуйста, для этого есть все возможности. Но государственный подход к оценкам важнейших отечественных исторических событий должен быть един. Второй вопрос, который в этой связи предстоит решить гражданам и экспертно-педагогическому сообществу – нужен ли единый учебник истории для 10-11 классов? 

 

 

12.05.2022

 в избранное

Добавление комментария

(Добавить через форум)

Комментарии

  • Добрый день, уважаемая Лариса!

    Полностью подписываюсь под Вашим предложением! Считаю надо срочно, требовать от учителей базы по своему предмету, иначе погубят детей, что сейчас и происходит. Спрашивают как придется, тесты из интернета какие есть и абсолютно не по теме. Считаю это вредительство в государственном масштабе. С уважением Людмила.
    Написал Максимчук Людмила (Людмила Максимчук) 14.05.2022 11:49
  • Роль педагога и учебника во все времена была чрезвычайно высока. Сейчас, в условиях скорости получения информации, все, что происходит с учителем, учебником и учеником – весьма динамично. Современный учитель должен очень быстро ориентироваться в новой и уже структурированной информации и оперативно донести детям позицию, которая является, во-первых, государственной (потому, что он сотрудник государственной системы образования), и, во-вторых, личностной – как гражданина и здравомыслящего человека. Неизменной во все времена остается основополагающая задача педагога – воспитывать человека и гражданина. 
    Учебник в этой парадигме – база, краеугольный камень. Всю остальную навигацию в море знаний и информации ребенок ведет с помощью различных гаджетов при помощи взрослых или своих сверстников. Вопреки предположению, что в новых условиях роль учителя снижается, можно с уверенностью сказать, что его роль только возрастает. Он должен быть и авторитетом для ребенка, и, обладая уже указанными навыками быстрого сбора и структурирования информации, подавать ее ученику в государственно-личностном преломлении.
    Необходимо понимать, что учебник – это не просто книга, монография и даже не научный труд, а учебно-методический комплекс, что гораздо сложнее иных пособий. В нем и дидактический материал, и упражнения, и контрольные задание на закрепление знаний и их оценку. К классической форме учебника сейчас подключаются цифровые ресурсы и методологические рекомендации учителям. Стройная концепция изложения предмета усиливается необходимыми заданиями, которые развивают практические навыки поиска, усвоения и использования знаний. С тем, чтобы ребенок понимал, зачем ему нужны эти знания и навыки, как они работают в реальной жизни. К тому же наблюдается, особенно сейчас, разворот в сторону участия учебников в формировании гражданской позиции юного члена общества. Эта функция учебников была некоторое время размыта, особенно в начале 2000-х годов. Поступательные ежегодные изменения содержательной части учебников возвращают эту важнейшую составляющую с точки зрения целей государственной политики в сфере образования и патриотического воспитания. Первый шаг закрепления во ФГОСах третьего поколения содержательного ядра предмета и способов его преподавания уже сделан. Новый стандарт вступит в силу уже 1 сентября нынешнего года.    


    Дальше...
    Написал Кожевников Михаил (Михаил Кожевников) 12.05.2022 23:59
  • Не стоит противопоставлять базовое классическое образование и новые формы обучения, доступа к информации, подачи учебного материала. Это вещи не взаимоисключающие, а взаимодополняющие. Без базовых знаний по арифметике к высшей математике не перейти. Без базовых знаний нет качественных компетенций. Поэтому наличие их по каждому предмету у каждого учащегося – обязательно и обсуждению не подлежит. Все, что над этим – имеет полное право на вариативность. Более того, с учетом быстро развивающихся процессов в обществе, технологиях, информатизации, появлением новых видов деятельности и профессий, эта вариативность будет только нарастать. Как и навыки детей в получении информации, ее обработке и применении. И этому тоже надо учить.
    Наиболее верный порог разграничения базы и вариативности находится на стыке общего и высшего образования. Если первое должно давать основополагающие знания и навыки работы с информацией, то второе – разнообразие тех самых вариаций. И прислушиваться тут необходимо в первую очередь к самим ученикам и их родителям, которые с самого начала определяют образовательную стратегию для ребенка. Но когда школьный порог перейден, молодые люди к этому периоду – вполне сформировавшиеся личности, которые уже видят для себя жизненные горизонты. У них в сообществе с родителями должно быть право выбора, какие именно знания и компетенции в той или иной сфере деятельности им необходимы для успешного жизненного развития. 


    Дальше...
    Написал Шеина Лариса (Лариса Шеина) 12.05.2022 23:44
  • Учителя, прошедшие разные этапы педагогической деятельности, помнят, как еще несколько лет назад было такое количество учебников, что дети, переезжая из одного города в другой, а порой просто из одного образовательного учреждения в другое, не могли продолжить изучение программы. На нынешнем этапе совершенно четко определены единые программы и учебники, по которым обучаются дети в различных регионах, городах и школах страны. Соответственно, переход стал беспроблемным. И это очень важно и для учителя, ведь школа должна гарантировать ребенку качественное образование. За счет единой программы такой базовый результат гарантирован. 
    Дальше уже многое зависит  от таланта и способностей учителя. Ведь при подаче материала можно использовать максимальное количество дополнительной литературы, все возможные и доступные педагогу инструменты для достижения главного результата.
    Таким образом, планка учебника обязательно должна присутствовать. В этом смысле особую благодарность хочется высказать группе компаний «Просвещение», так как все их учебники разрабатываются с непосредственным участием педагогического сообщества, родителей, учеников, неоднократно апробируются, обсуждаются экспертным советом и уже только после этого принимаются.     


    Дальше...
    Написал Ильичёва Ирина (Ирина Ильичёва) 12.05.2022 23:39
  • Движением «СИЛЬНАЯ РОССИЯ» был проведен мониторинг учебников истории старших классов, допущенных Министерством просвещения к использованию в школах. Как правило, это учебники со сложным фактологическим контентом, наличием оценочных суждений, большим авторским коллективом. В ходе мониторинга к ряду учебников возникли вопросы.
    Не секрет, что какие школа закупит учебники, по таким и ведется обучение. То есть, охват в рамках даже одного образовательного учреждения достаточно широк, не говоря уже о том, что школ, закупивших те же учебные пособия в масштабах страны немало. И выходит, что страна одна, а школьников учат разным интерпретациям истории. В ряде случаев весьма спорным, а порой и вредным. Именно они вызвали вопросы, так как фактология ни в одном из десяти исследованных учебников нарушена не была, эпохи и даты исторических событий даны верно.
    Дело в оценках. В первую очередь таких ключевых моментов, как Великая Октябрьская социалистическая революция, гражданская война, коллективизация, распад СССР и Варшавского договора. Сложилось впечатление, что авторские коллективы сами не определились с форматом подачи, например, Октябрьская революция – это народное восстание или политический переворот, гражданская война – закономерная борьба политических групп или историческая трагедия России?
    Из всего количества предметных вопросов возник общий: а допустима ли такая вариативность подачи и оценок важнейших исторических событий России в учебниках общеобразовательной программы? Некоторые специалисты уверены, что ничего плохого в этом нет. Возможно и так, но, думается, в рамках дополнительной самостоятельной исследовательской работы ученика. Каждый волен искать информацию, тем более источников – великое множество. Пожалуйста, для этого есть все возможности. Но государственный подход к оценкам важнейших отечественных исторических событий должен быть един. Второй вопрос, который в этой связи предстоит решить гражданам и экспертно-педагогическому сообществу – нужен ли единый учебник истории для 10-11 классов? 


    Дальше...
    Написал Бардин Максим (Максим Бардин) 12.05.2022 23:35
ТЕМА НЕДЕЛИ БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...

Популярное
Новое
  • Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей Рубен Маркарьян: Приговоры в отношении предпринимателей находятся в зоне внимания властей
    Газета «Коммерсантъ» рассказала о деле Николая Тихоновца, известном читателям ЭСМИ «ЗАКОНИЯ» из журналистского расследования «Пермский захват». Владелец сети заправок...
  • БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО БАНКРОТСТВО ОТ ЛУКАВОГО
    Увы, но факт: весьма либеральная экономическая процедура банкротства стала благодатной почвой для разного рода мошенников. Это и недобросовестные юристы, и конкурсные управляющие, которые всячески обманывают...
  • Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию? Правозащита online: Как владельцам квартир не потерять съемщиков и плату за аренду в пандемию?
    Рынок аренды жилья ожидает существенное проседание в части спроса, отметила в интервью порталу «ЗАКОНИЯ» главный юрисконсульт проектов судебной практики Ольга Старых.
  • РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА РЕЕСТРОВАЯ ЧЕХАРДА
    Что такое «реестровая ошибка» на себе испытали не только владельцы квартир и земельных участков, но и целые улицы, поселки и даже субъекты РФ.  Масштаб проблемы характеризуют цифры Росреестра: порядка...
  • Правовое государство  (Детективная сказка) Правовое государство (Детективная сказка)
    1.- Ночью кто-то убил бабку Парасью. Поленом по голове. И надругался над покойной. Не ты? - грозно спросил Воевода. 
    Добрыня исподлобья бросил на Воеводу удивлённый взгляд. 
    - Я был...
  • CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ CУПРУЖЕСКАЯ ДОЛЯ
    Разделение на «мое» и «наше» в супружеской жизни, как правило, особой роли не играет. Ровно до того момента, как дело доходит до развода или семья попадает в сложную финансовую ситуацию вплоть до банкротства...
  • А.Коновалов: Новый Гражданский Кодекс РФ потребует перерегистрации прав на собственность А.Коновалов: Новый Гражданский Кодекс РФ потребует перерегистрации прав на собственность
    Алексей Коновалов, Министр юстиции РФ, на брифинге в Кремле озвучил предполагаемые сроки вступления в силу нового ГК РФ и необходимость перегистрации прав на собственность по новому закону
  • ЗНАК СОГЛАСИЯ ЗНАК СОГЛАСИЯ
    Гражданину Сидорову пришло смс от оператора о новом тарифе, и он в спешке нажал «какую-то кнопку», ответил еще на какую-то рекламу, а дома дал поиграться с телефоном ребенку. Через время Сидорову пришли...
  • НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС НИЖЕГОРОДСКИЙ СЛЕДСТВЕННЫЙ МИКС
    В этом деле «прекрасно» все: от такой «малости», как переписывание карандашиком на папке статей обвинения без положенного по УПК РФ закрытия одного и возбуждения другого дела, до того, что по всем законам...