Девушки, цветы и тюрьма

Девушки, цветы и тюрьма

«Я бросила школу в 16 лет, чтобы вернуться в нее в 40. В тюрьме», – говорит Валерия. Каждую среду, утром, в следственном изоляторе города Сесс, что около Тулузы, эта молодая женщина учится составлять букеты в рамках программы обучения профессии флориста.
Этим утром Валерия и шесть ее сокамерниц стоят вокруг большого стола. Перед ними, вперемежку, красные розы, орхидеи, герминии, полевой хвощ, птицемлечник… образуют приятный свежий зеленый квадрат.
Селина, милая блондинка с вьющимися волосами, руководит этой цветочной мастерской уже три года. Со свойственным ей тактом и в то же время динамизмом. Этим утром здесь царит атмосфера старательности. Еще чуть-чуть и, кажется, что можно услышать, как пролетит муха. «Сегодня мы работаем над линейными ассиметричными композициями», – объясняет Селина. Каждая девушка имеет перед собой шикарную орхидею, воткнутую в квадрат пены. Следуя точным указаниям, они постепенно добавляют подкрашенную зелень, вьющиеся листочки, цветы… под опытным взглядом специалиста, что-то советующей то одной, то другой. Что-то поправит, кого-то подбодрит. «Во время этой работы, – добавляет Селина, – девушки убеждаются, что цветок – это живое существо».

50 заключенных на 40 мест

Открывшийся в январе 2003 года следственный изолятор города Сесс представляет собой ультрасовременное здание. Посетитель, желающий проникнуть внутрь него, должен доказать свою благонадежность. Рамка безопасности, как в аэропорту, интерфон, решетки… все перемещения строго контролируются. Руководит этим учреждением Жорж Казагранд. На попечении его заместителя – Мари-Одиль Лакло находится женское отделение.
В Сессе, рассчитанном на 40 человек, находится 50 заключенных. У содержащихся здесь женщин, сроки лишения свободы небольшие. Их продолжительность не превышает двух лет. «Здесь мы сталкиваемся с различными жизненными ситуациями, порой драматическими. К сожалению, они и приводят всех этих лиц в тюрьму, – объясняет директорЖорж Казагранд. – А мы здесь, чтобы помочь им освободиться. Именно для этого мы организуем для женщин интересную работу, строим человеческие отношения и этим самым мы добиваемся успешной реинтеграции в общество. Мы стараемся заставить их задуматься о том, что они совершили, а не искать себе оправдания».
А как добиться реабилитации у осужденных женщин? Этому, в частности, помогает и искусство составления букетов. В следственном изоляторе Сесса искусство флористики – единственный вид деятельности, предлагаемый в качестве профессионального образования. Идея образования такой мастерской была предложена шесть лет назад. «Но в дипломе не пишется, что специальность они приобрели в тюрьме», – уточняет директор. Органы национального образования откомандировывают своих сотрудников в пенитенциарные учреждения для обеспечения учебного процесса.
Как и Валерия, Надежда отбывает наказание в СИЗО для женщин города Сесс. Каждую среду, начиная с сентября 2009 года, она также покидает свою камеру размером в десять квадратных метров, чтобы заниматься в мастерской. Для нее это способ убить время и подумать о смысле ее наказания. «Я попала в тюрьму из-за несчастного случая. Основное время ты находишься один в камере. А здесь, в мастерской, нас несколько и есть с кем поговорить. Это облегчает. Для нас, женщин, потрогать цветы – это прекрасно. Я постараюсь научиться чему-то хорошему».
Мастерская флористики одномоментно может принять максимум двенадцать человек. Если девушка покидает группу, кто-то другой тут же приходит на ее место. «После трех прогулов, вы можете быть исключены», – предупреждает Мари-Одиль Лакло, заместитель директора.
Оплата – 2,26 евро в час
«Эта профессия является весьма востребованной, так как она неплохо оплачивается», – говорит Жорж Казагранд. Осужденные женщины получают 2,26 евро в час. «Я получаю 170 евро в месяц, – откровенничает Валерия. – Могу позволить себе купить дополнительно продукты питания». Ни за что на свете она не пропустит эту учебу по средам. «Это мой любимый день, мой глоток кислорода. В этот день я чувствую себя немного свободной», – добавляет она.
Кроме курса искусства флористики Валерия изучает ботанику, математику и учится работать с компьютером. Она надеется хорошо закончить курсы флористики, «чтобы найти работу в сфере цветов. И никогда больше сюда не возвращаться. Но если бы я не попала в тюрьму, я бы никогда не получила профессии. Никогда! Я вообще не думала, что такое возможно! Ну а когда тебе предоставляют такую возможность, то почему нет?» Тюрьма предложила ей этот шанс, и она не отказалась.
Собранные осужденными женщинами букеты проданы здесь же, их покупают сотрудники администрации. Цена – между 5 и 15 евро – ниже не бывает. «Все стараются купить хотя бы один букет», – признается Мари-Одиль Лакло. Выручка от продажи букетов перечисляется на какую-нибудь благотворительную акцию по выбору осужденных. В этом году это был телемарафон. «Девушки горды тем, что их букеты раскупаются. Что они нравятся. Для них эта работа является очень полезной. Это позволяет им реабилитировать свой образ».
Однажды, когда Валерия разговаривала со своей мамой по телефону, она ей сказала: «Вот увидишь, когда я освобожусь, я сделаю для тебя много прекрасных букетов!»

14.01.2010

LADEPECHE.fr, Софи ВИГРУ. Перевод: Юрий АЛЕКСАНДРОВ

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее

Ранее

  • В Женеве введут в строй 500 тюремных мест комментировать В Женеве введут в строй 500 тюремных мест

    СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ. После нескольких лет раздумий кантон предусматривает значительные инвестиции в размере 240 миллионов долларов США. Дополнительные места нужны в связи с общим ростом населения и камерной переполненностью. Правительство отказывается увеличивать число тюрем. К 2017 году все будет сосредоточено вокруг тюрьмы Шан-Доллон.

    09.11.2009
ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое