Юрий Ласточкин: Почему в России срываются «прорывные» проекты

Юрий Ласточкин: Почему в России срываются «прорывные» проекты

Мэр Рыбинска Юрий Ласточкин выступил в «Ведомостях» с публикацией, которую можно считать ответом на выступление в том же издании министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова «Вернуть себе рынок» в ноябре 2014г.

Мнение Юрия Ласточкина с заголовком «Крах «прорывных» проектов» – отклик на  данное министром определение новой промышленной политики страны, которая, по мнению Дениса Мантурова, складывается  из «поддержки прорывных научных разработок и новаций, обеспечивающих опережающее развитие технологического потенциала, выстраивание и гармонизацию кооперационных связей между наукой и бизнесом, создание стабильных условий и среды максимального благоприятствования для устойчивого развития промышленности».

Как пишет Денис Мантуров, экономический спад, антропогенный пресс и ресурсный голод, характерные для современного мира, «не представляют существенной угрозы для России». Напротив, это «дает нам преимущества в борьбе за ресурсы и передел рынков».

Однако само по себе стимулирование инновационных изменений и внедрения новых разработок не может «обеспечить адекватный эффект» в условиях структурных проблем, которые существуют в экономике и промышленности. Причины этого автор видит  в неготовности к переменам многих российских компаний: их оборудование  по большей части устарело, давит закредитованность, условий привлечения инвестиций сложны, а современная производственная инфраструктура отсутствует.

Не отрицая очевидный и не впервые высказываемый в экспертном сообществе тезис о необходимости развивать в России как «традиционно сильные» секторы — аграрный, сырьевой и оборонный в их наукоемких сегментах, так и «ключевые прорывные технологии» и выход на новые промышленные рынки, Юрий Ласточкин говорит в свою очередь, что большинство  инициированных «прорывных проектов», как это ни грустно, постигает крах. Такими примерами, считает Юрий Ласточкин, стали провал «народного» ё-мобиля, безуспешная «реанимация» с помощью денежных инъекций Ту-204 и проект спорткара «Маруся». В этот же ряд бывший директор НПО «Сатурн» (когда-то одного из признанных лидеров по производству газотурбинных двигателей для авиации и флота) ставит обещания высоких чиновников в ближайшее время придать стране статус третьего в мире производителя гражданских магистральных судов. Проектами «упущенных возможностей» Ласточкин называет попытку создания в стране производства современных газовых турбин большой мощности, «рекордное» (6 штук) изготовление гидросамолетов Бе-200 за последние 20 лет. Мы потеряли возможность самостоятельно делать крайне необходимые экономике двигатели внутреннего сгорания вровень с мировыми образцами,  с сожалением замечает автор.

Неуспех проектов, которые декларировались как «прорывные», а  на деле потихоньку сползшие на нет под словесный аккомпанемент о создании новейших технологий, нужно анализировать публично, считает Юрий Ласточкин. Ведь речь идет об открытых гражданских проектах, где для экономики «велик шанс истратить миллиарды, ничего не получив взамен».

Нам нужны промышленные новеллы, не только, по громким заявлениям, необходимые стране и рынку, но и имеющие перспективу реального осуществления в обозримом будущем, убежден Ласточкин. Он подчеркивает: спасти любой важный проект от краха не так уж сложно. И, собственно, изобретения чего-то нового не требуется. Стандартная палочка-выручалочка здесь – публичный  контроль любого важного проекта, то есть «максимальная открытость, регулярные отчеты, графики и информирование о растущем числе реальных заказчиков, поверивших в проект и решивших потратить свои деньги». Логика, в общем-то, традиционная: конкретному проекту нужны конкретные сроки, бюджеты и пофамильная ответственность в ходе работы над «пилотом». В конечном итоге технологический уклад формирует конкурентоспособность продукта, его потребительские качества и цену (кстати, одним из лучших возможных претендентов на лидерскую позицию в перечне промышленных новелл Ласточкин видит проект среднемагистрального пассажирского самолета «Иркут МС-21»).

В ином случае, отмечает экс-руководитель «Рыбинских моторов» и «Сатурна», реализовать тот самый «большой инновационный потенциал» гражданского сектора промышленности, на который, по всей видимости, так надеется минпромторг и его глава, в очередной раз не получится, поскольку нельзя выйти на «большой» рынок, не вернув свой  «малый».  

В обоснованности выводов Юрия Ласточкина как профессионала в сфере промышленных разработок, имеющего опыт их внедрения в производство, сложно сомневаться. К тому же времени для анализа текущей ситуации в этой области у него сейчас гораздо больше, чем у оппонента.

Юрий Ласточкин  второй раз подряд встретил Новый год в следственном изоляторе. В декабре 2014г. было объявлено об окончании следственных действий по его уголовному делу. Ласточкину также предъявлено  окончательное обвинение по ч. 4 ст.160, и ч.6 ст. 290 УК РФ, поскольку уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями в период руководства ОАО «НПО «Сатурн», возбужденное СУ СКР по ЦФО, объединено с делом по обвинению во взятке.

12 ноября 2013г. мэр Рыбинска Юрий Ласточкин в связи с подозрением в получении взятки был временно отстранен от исполнения обязанностей главы Рыбинска. По версии следствия, помощник Ласточкина Геннадий Телегин должен был по частям передать ему 2 млн  руб., полученные от бывшего руководителя Рыбинского МУП «Теплоэнерго» Владимира Иванова за сохранение в должности. Ласточкин считает, что в его отношении была совершена провокация и обвинение предъявлено безосновательно.

14.01.2015

Информационно-правовой портал "ЗАКОНИЯ"

 в избранное

Добавление комментария

Комментарии на форуме

  • Записей нет

Позднее об этом

Ранее об этом

ТЕМА НЕДЕЛИ ГРАДУС АГРЕССИИ
Только за последние дни марта информагенства сообщили о массовых драках в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Рязанской области, Люберцах. В начале месяца в Оренбуржье камера домофона зафиксировала драку...

Популярное
Новое